Monday, September 21, 2020

Средняя Азия- забытая сказка

Оцените материал
(0 голосов)

Идея поехать в Среднюю Азию появилась давно. Я хотела туда перебраться по семейным обстоятельствам, но перед этим надо было все разведать. Спросив у своего приятеля, куда он собирается в отпуск, получила ответ: в Киргизию. Оказывается, он встретил киргиза на вокзале, и тот рассказал ему, как у них хорошо и красиво. Может быть, кого-то такой способ выбора маршрута и озадачил бы, но только не меня. Я давно хотела побывать в Самарканде и Бухаре. Решили объединить Киргизию с Узбекистаном.

Купили билеты и стали разрабатывать маршрут. Я попробовала купить путеводители, но оказалось, что, Средняя Азия уже забытый край и ни в Москве, ни в Екатеринбурге путеводителей нет. Даже в атлас автомобильных дорог СНГ не были включены страны Средней Азии. Но неизвестность нас не смущала. В Интернете скачала информацию о достопримечательностях Узбекистана, Казахстана и Киргизии, и мы поехали. О регистрациях, обмене денег и других особенностях путешествия по Средней Азии узнавали уже у попутчиков, которые ехали с нами в поезде. Знали только, что в Узбекистан нужен загранпаспорт, а в Киргизию и Казахстан не нужно.

Проблем с документами и властями не было. Поразила гостеприимность милиции Узбекистана. Там нужно зарегистрироваться (плюс заплатить сбор 5 долларов), и мы решили это сделать сразу на вокзале. Нас встретили как родных, спрашивали - причем искренне - куда собираемся, какие планы. Когда на обратном пути заехали поставить печать, нас вспомнили и интересовались: какие впечатления, понравилось ли нам в Узбекистане. Чудеса!

Другая реальность

Ну, а теперь про само путешествие. Мы посетили Ташкент, Самарканд, Бухару, Термез (это на самом юге, уже на границе с Афганистаном), вернулись в Ташкент и оттуда через Казахстан уехали на Иссык-Куль. Впечатления были настолько сильные, как будто побывали в другой реальности.

Один из самых ирреальных моментов – приезд в Бухару. Чтобы сэкономить время, мы передвигались между городами исключительно по ночам. Приехали в Бухару в час ночи, водитель автобуса сказал нам: перейдете дорогу, и справа будут гостиницы. Мы переходим и тут встаем как вкопанные, потрясенные открывшейся панорамой. Черный силуэт средневековой крепости на фоне звездного неба, вокруг - ни домов, ни людей. Мы одни перед воротами. Кажется, что постучишь и начнут опускать мост, заскрипит цепь...

Потом пошли искать гостиницу и, видимо, свернули не на ту улицу. Идем, а кругом - мечети, минареты, заборы, древний город из сказки. Куда попали, где мы… Впечатление такое, что машина времени забросила тебя веков на -дцать назад.

К счастью, мимо проезжало такси, остановили. И вот пример, насколько гостеприимны узбеки. Шофер отвез нас к себе домой, сам обзвонил гостиницы, нашел подходящий вариант, причем, мы еще торговались. Отвез. В результате приезжаем, номер стоит на наши деньги рублей 200. А там дворик, фонтан, балкончики, евроремонт и телевизор с 500 –ми каналами! Кувейт, Арабские Эмираты, Австралия, Португалия, Россия, Франция… Такой немыслимый коктейль древности и современного. Днем как-то это не так бросается в глаза, но ночное впечатление было незабываемым.

В целом, Узбекистан производит сильное впечатление. Это древняя культура. В 17 веке до нашей эры на юге Узбекистана уже были крепости. Затем местные династии, Александр Македонский, Великий Шелковый путь, буддизм, Тамерлан…

Ташкент - город современный. Он был разрушен в 1966 году землетрясением, и старых знаний почти не осталось. Здесь мы посетили только несколько медресе (средневековые исламские университеты), телевышку и гуляли по городу. Много фонтанов, современные здания из стекла и бетона в восточном стиле, рынки. Рынки - это вообще отдельная тема. Во-первых, все дешево. Арбуз на наши деньги стоит 10 рублей, килограмм персиков – 15 -20 рублей. На рынке можно все помыть и тут же съесть. Посещение рынка было обязательной частью нашей культурной программы каждый день.

В Самарканде осмотрели площадь Регистан, медресе, мавзолей Тимура. Впечатлил Мавзолей Тимура. Пришли уже вечером, на улице стемнело, но в мавзолее еще был работник, энтузиаст, который очень вдохновенно рассказывал. Кто-то, может быть, видел сюжет по телевидению, что гробницу Тимура раскопали в июне 1941 года. На гробнице было написано – если вскроют, быть войне. И 22 июня началась война. Затем оператор, который снимал эту археологическую экспедицию, дошел до Жукова с просьбой закопать Тимура обратно. По распоряжению Сталина это сделали. И немцы стали отступать. Можно верить, можно не верить этому, но когда находились внутри мавзолея, появилось какое-то чувство благоговения.

В Афганистан ведет подземный ход

После Бухары отправились в Термез, чтобы посмотреть древние буддийские монастыри. Путешествие было колоритным. В Бухаре нас предупредили, что люди на юге уже не такие культурные, в автобусе могут семечки грызть, сорить. И действительно, когда поехали на автобусе, пассажиры курили прямо в автобусе, громко кричали. Но оказались милейшими людьми. На остановке они купили кучу арбузов и дынь. Мы сидим, спим. Тут толкают в бок: бери арбуз. Съели, тут уже второй кусок идет. Потом дыня. Уже все липкие, с корками в руках. Но довольные.

В городке, который мы проезжали транзитом, гостиницы на автовокзале не оказалось. Ночь, таксисты все спят, высунув ноги из машин, и ехать никуда не хотят. Мы решили продолжить наше ночное путешествие автостопом. Выехали на трассу, тут же поймали какой-то грузовичок. Оказалось, что шофер возил коров из соседней деревни на базар. Потом мы проезжали эту деревню, там тоже был базар. Коровы мычат, все идут с какими-то тюками. Ну, чистая Индия!

В результате добрались до трассы, которая ведет в Термез. Начало светать, солнце встает, по окраине деревни едет мужичок на ослике. Нам удалось разбудить официанта в местном кафе, заказали яичницу и кофе. Он почему-то напоминал ячменный напиток «Колос», который в советские времена выдавали за кофе. Жизнь казалась замечательной. Но где мы, в какой реальности, уже представляли слабо.

До Термеза мы доехали уже на такси. Причем, такси стоило на наши деньги рублей 350 на двоих (расстояние же было примерно 300 километров). По дороге мы останавливались, попутно осматривая достопримечательности. Поразило одно дерево, которому 900 лет. Оно зеленое, но внутри полое. В стволе - помещение - 4-5 кв. метров. Дверки вырезаны прямо из коры. Сейчас там находится сувенирная лавка, в 20-ые годы, говорят, был штаб Красной армии, потом заседал местный совет…

Узбеки на юге уже меньше говорят по-русски, но очень доброжелательны. Проснулась в машине от того, что меня обнимает какая-то бабушка и зовет в гости, причем по-узбекски. Потом попросили местного дедушку с нами сфотографироваться, он очень нас за это благодарил. Мы так и не поняли, за что? Наверное, думал, что мы его по телевизору покажем.

Еще был забавный случай. Моя подруга собиралась накануне ехать в Венгрию и Хорватию и купила разговорники. Сказала, надо же будет хотя бы отличить М от Ж… Я еще подумала, все равно же должно быть что-то нарисовано. В результате по пути в Термез отправилась в туалет и была озадачена надписью. С одной стороны было написано «Э», с другой «А». Э-э-э, подумала я.

В Термезе поразил шикарный двухэтажный исторический музей, который открыли года 3 назад. Затем нам удалось попасть в один буддийский монастырь. Правда, от него остались одни развалины, но все равно было интересно. В другой монастырь попасть не удалось, потому что он уже находится на территории Афганистана, хотя его видно.

Буддизм распространился здесь благодаря Великому шелковому пути, и в начале 1 тысячелетия в Термезе было много буддийских монастырей. Сейчас сюда с археологическими раскопками любят приезжать японцы. Вообще, русских туристов в Узбекистан приезжает мало. В Бухаре нам сказали, что 75 % всех туристов – это французы, едут и другие европейцы.
На другой стороне реки Амударьи - Афганистан. Если хорошо приглядеться, видны афганские кишлаки. Под рекой прорыт тоннель, по которому раньше можно было перейти в другую страну. Сейчас он завален камнями.

Особенности национального туризма

Приятно удивило очень уважительное отношение к русским. Один местный житель нам говорил: и зачем мы ориентировались на американцев, они без своей выгоды ничего никогда не делают, не то что русские. Они и справедливые, и вообще с ними хорошо жилось. Было приятно, нечего сказать.
Еще в Узбекистане чувствуешь себя богатым человеком. Курс рублей к сумам 1 к 44. Мы поменяли первую 1000 рублей, нам дали 44000 сумов, причем у них самая крупная купюра 1000 сумов. В результате мы стали обладателями большой пачки денег. Поначалу не могли привыкнуть к большим цифрам. Чисто психологически потратить 1500 сумов, чтобы доехать из центра города до аэропорта на такси, кажется дорого. Потом посчитали, оказалось 30 рублей.

В Узбекистане везде надо торговаться. Не знаю, какая у них здесь логика, может, им нравится сам процесс, может быть, как в Индии, если покупатели не торгуются, то торговцы думают, что назначили низкую цену. Торговались везде. Поразило 2 случая. Один раз торговались по поводу билета в обычном рейсовом автобусе! Мне всегда казалось, что есть какие-то установленные тарифы. Но больше всего поразило, как торговались при входе в обычный музей. Контролер говорит: 3000 сумов, я стою, думаю, идти или нет. Она меня отводит в сторонку и говорит: «За полторы не пойдешь?»

Жара, фрукты… А где же море?!

На Иссык-Куль ехали через Казахстан. Когда приехали в Черняевку, под Ташкентом, оказалось, что граница работает до 9 вечера, а мы были там в 10. Нам сказали, что таможенники тоже должны когда-то отдыхать. Раньше у меня было представление, что граница работает круглосуточно. В результате попали на Иссык-Куль на день позже.

Когда только приехали в Узбекистан, было ощущение, что чего-то не хватает. Потом поняла. Жара, фрукты, а моря-то нет…Но Иссык-Куль не хуже моря. Вода соленая, жара, горы с ледниками на заднем плане. Вдоль всего Иссык-Куля множество поселков, и можно остановиться там, где понравится. Через каждые 10 метров стоят объявления «сдаем жилье».

Уезжали из Алма-Аты. В конце посчитали – пересекли 12 границ, пользовались 3 валютами. Когда приехала в Екатеринбург, пыталась поначалу в магазине переводить цены на сумы и на теньге
В целом, впечатления сильные. При такой интенсивности отдыха, кажется, что путешествовал гораздо больше времени, нежели прошло на самом деле. У меня было ощущение, что путешествовала месяца 2 , а не 2 недели. Пока с переездом притормозим.

Саида Котамажаева, Средняя Азия

2016 год

Прочитано 1022 раз Последнее изменение июня 26 2016
Журналист международник

Авторы и редакторы статей на сайте вольные люди, живущие по всей Земле.