Кафедральный собор на сенатской площади. Кафедральный собор хельсинки. Церковные торжества, службы и занятия в соборе

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор в Хельсинки построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр - покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий - защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для туристов

Адрес собора Святого Николая Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа).




Собор Святого Николая или Кафедральный собор - Хельсинки, Финляндия

Одним из основных символов Хельсинки является расположенный на Сенатской площади белоснежный красавец Кафедральный собор. История собора, координаты и часы работы, расположенные достопримечательности по соседству в этом материале...

Первым построить подобный собор в Хельсинки хотел император Александр I Павлович, наметивший строительные работы на апрель 1812 года. Именно в те времена город предстал в качестве столицы Великого княжества Финляндского, хоть и был полностью разрушен в результате пожара, в 1808 году. Жителей в городе было мало, и возведение церкви стало одной из приоритетных задач по восстановлению городских сооружений.

Работы по строительству Кафедрального собора в Хельсинки начались в 30 году XIX века. Руководил работами архитектор К. Л. Энгель, немец по происхождению. Посвятить собор, было решено - Святому Николаю Чудотворцу. На строительство собора выделили огромную сумму - 2,6 миллионов рублей. Карл Энгель не смог завершить, пожалуй, свою одну из самых грандиозных работ - он скончался в 1840 году. Однако завершал возведение храма его соотечественник - Эрнст Лорманн. Собор достроили и торжественно открыли в феврале 1852 года.

Примечательно, что почти в те же сроки - в период с 1819 по 1858 год - в Санкт-Петербурге строился Исаакиевский собор, автором которого был Огюст Монферран (1786 - 1858). Сами соборы и прилегающие к ним территории очень похожи.

Хельсинский собор построен в виде креста в стиле неоклассицизма. Его крышу украшают, вылитые из цинка - фигуры двенадцати апостолов, такое требование было выдвинуто императором Николаем. Он же повелел соорудить огромную лестницу, которая бы спускалась от здания собора к Сенатской площади, Энгель же планировал разместить на этом месте колоннаду гауптвахты. При работе над проектом Лорманна, Николаевский собор еще больше стал похож на Исаакиевский - к примеру, по окружности центрального купола были построены четыре точно такие же башенки. В дополнение были возведены два боковых павильона, в которых расположились колокольня и капелла.

Внутри Николаевского собора уместились 3 статуи известных исторических личностей - Мартина Лютера (1483 - 1546), христианского богослова, известного переводчика Библии на немецкий язык, Микаэля Агриколы (1510 - 1557), епископа, просветителя и переводчика Библии на финский язык и Филиппа Меланхтона (1497 - 1560), немецкого гуманиста, теолога и педагога.

После официального признания финского языка и национальной валюты Финляндии, в 94 году XIX века на Сенатской площади был торжественно установлен памятник Александру II, работы Йоханнеса Таканена и Вальтера Рунеберга, который явился благодарностью за эти события.

При обретении Финляндией статуса независимой страны в 1917 году, храм был переименован в Большой собор. В 59 году XIX века он стал официально называться Кафедральным, т. е. не только главным собором города, но и всей страны.

Примечательной особенностью Кафедрального собора является вместительный сводчатый склеп, расположенный под собором, который и по настоящее время используется для проведения разнообразных мероприятий и выставок.

В 1952 году в стенах церкви организовали хор мальчиков - Cantores Minores. Дети репетируют по нескольку раз в неделю. Членство в хоре свободное, что нехарактерно для протестантства.

Кроме обычных служб, в храме проводят также торжественные парламентские и университетские богослужения. Также в Николаевском соборе происходит одно из самых красивых и значимых действ Финляндии - коронация королевы света, Люсии. Специально отобранная девушка в белом платье, с зажженными свечами на короне, чинно выходит из церкви, шествуя по направлению к площади Хиеталахдентори.


Адрес и координаты

Адрес:
Helsinki, Unioninkatu 29

Координаты GPS:
Широта 60°10′13″N (60.170339)
Долгота 24°57′8″E (24.952171)

Кафедральный собор на карте № 2


Что находится рядом?



№3 на карте - Хельсинкский университет

№4 на карте - Национальная библиотека Финляндии

№5 на карте - Городской музей Хельсинки


Питание рядом

Ресторан финской кухни - Savotta (№6 на карте)

В этом ресторане можно понастоящему ощутить деревенскую романтику, отведать настоящих финских блюд и диликатесов. В меню вам будет предложена как речная рыба, так и настоящая дичь. Меню ресторана предлогается на нескольких языках.

Адрес:
Aleksanterinkatu 22, Helsinki
тел. +358 9 7425 5588

Работает:
Пн-Сб 12.00-23.00 Вс и праздники 17.00-22.00

Координаты:

Широта: 60°10′8.36″N (60.168989)
Долгота: 24°57′9.04″E (24.952512)

Кафе - Neuhaus (№7 на карте)

Это милое заведение находится в самом центре Хельсинки, в нескольких минутах пути от Senaatintori. Здесь вы всегда сможете найти аппетитный свежий бельгийский шоколад, а также большой выбор великолепной горячего шоколада или ароматный кофе.

Адрес:
Unioninkatu 32,
тел. +358 44 7 622 022

Работает:
Пн-Чт 10.00-19.00, Сб-Вс 11.00-18.00

Координаты:

Широта: 60°10′7.81″N (60.168837)
Долгота: 24°57′3″E (24.950833)

Кафедральный собор Хельсинки- считается главной церковью Хельсинкской епархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии.

История возникновения.

Расположенный в центре Хельсинки, Кафедральный храм служил местом поклонения в течение многих лет. До построения Кафедрального храма Хельсинки на этом месте стояла церковь Ульрики Элеоноры, которая была названа в честь царицы Швеции. Однако церковь Ульрики Элеоноры снесли, для того, чтобы расчистить пространство для нового храма, который был сооружен меж 1830 и 1852 годами. Храм вначале окрестили церковью Св. Николая, в честь будущего русского царя Николаю I, в то время бывшему был Великим князем Финляндии.
В 1959 году Хельсинки присвоили статус епископата, и после этого Николаевский храм переименовали в Кафедральный, который стал главным храмом Хельсинки и Финляндии.

Архитектура .

Кафедральный собор Хельсинки был построен в 1830-1852, чтобы заменить более раннюю церковь, стоявшую на это месте с 1727 года. Церковь выстроена в форме греческого креста, и оригинальный неоклассический дизайн Карла Энгеля был изменен его преемником, Эрнстом Лорманном. Лорманн добавил четыре башенки и два боковых зданиях, одно из которых отвели под колокольню, а во втором обустроили часовню. Церквовь украшена статуями апостолов, отлитыми из цинка, которые возвышаются на крыше, и они являются крупнейшим уникальным собранием скульптур из цинка в мире. Алтарь был расписан в 1880 году, и статуи ангелов, расположенные по обеим сторонам от алтаря и амвона были также спроектированы Карлом Энгелем. Внутри алтарной части сберегаются подаренные императором картины на религиозную тему русско-немецкого живописца Т. К. фон Неффа. Во время возведения храма, под ним образовался просторный сводчатый склеп, который стали применять для проведения различных выставок, концертов и мероприятий.

Окрестности .

Кафедральный собор в Хельсинки находится на Сенатской площади (Senaatintori) и считается в своем роде визитной карточкой Хельсинки. Площадь была выстроена после того, как Финляндия вошла в состав Российской империи.
В центре площади находится монумент российскому императору Александру II, который изображен автором в форме гвардейского офицера во время произнесения торжественной речи. Именно он ввел в обращение финскую марку и придал финскому языку статус государственного. Окружают фигуру Александра II группа скульптур Закон, Мир, Свет и Труд. В самом центре Сенатской площади располагается сооружение Государственного совета, где на сегодняшний день размещается правительство Финляндии.

Туристу на заметку .

Один из самых красивых обычаев Финляндии, который отмечают в Кафедральном соборе – коронование Царицы света, Люсии. Этот праздник отмечают в предрождественские дни все народонаселение Финляндии, каждый год 13 декабря. После коронации, девушка в белоснежном платье и короне, на которой укреплены горящие свечи, выходит из Кафедрального храма и торжественно шествует через весь город к площади Хиеталахдентори. Ее сопровождают подруги. Люсия всей Финляндии выбирается из десяти молодых девушек публичным голосованием.
Каждую неделю в понедельник, вторник и пятницу в 12 часов проходит ежедневная молитва, по средам в 12 часов органный концерт, в четверг в 12 часов Неделя массовых пт в 12 часов ежедневной молитвы, в летнее время орган можно послушать в субботу в 6 вечера, а в воскресенье в церкви в20.00 играет орган, а в 22 часа проходит вечерняя служба.

(Helsingin tuomiokirkko ), расположенный с северной стороны Сенатской площади, - один из символов города. Его белоснежная громада с зеленоватыми куполами возвышается над центром Хельсинки и служит хорошим ориентиром. Она встречает нас при прибытии в город по воде, маячит над крышами и притягивает взор, в какой бы части Хельсинки мы ни находились. Двенадцать апостолов на крыше собора наблюдают за нами с недосягаемой высоты, охраняя город.

Восхитительный в своей строгости и чистоте линий храм напоминает классические петербургские соборы (в качестве прообраза сооружения называют Исаакиевский собор, а иногда и Казанский). Знакомые формы петербургского ампира выглядят такими родными, что некоторые русские туристы искренне считают этот собор православным. На самом деле перед нами одна из важнейших лютеранских церквей Финляндии, главный храм Хельсинкской епархии финской Евангелическо-лютеранской церкви. В настоящей заметке речь пойдет об истории, архитектуре и внутреннем оформлении кафедрального собора Хельсинки .

История кафедрального собора Хельсинки: прошлое и настоящее

Неотъемлемая часть прекрасного целостного ансамбля центральной части города, застроенного в стиле классицизма (ампира) по плану знаменитого архитектора Карла Людвига Энгеля (Carl Ludvig Engel ) (1778–1840) и инженера Юхана Альбрехта Эренстрёма (J.A. Ehrenström ) (1762–1847). Ранее, до получения Финляндией независимости в 1917 году, храм назывался церковью Св. Николая (Nikolainkirkko ).

Кафедральный собор Хельсинки начал строиться по проекту Карла Людвига Энгеля в 1830 году (архитектор был выходцем из Пруссии, но прославился именно благодаря многочисленным постройкам в Финляндии, ставшей его второй родиной). Собор возвели на месте церкви Ульрики Элеоноры (Ulrika Eleonora kirkko ). Этот маленький деревянный храм появился на нынешней Сенатской (ранее Ратушной или Большой) площади еще в 1724-1727 годах и был назван в честь шведской королевы Ульрики Элеоноры, но после того как в 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Финляндии (Великого княжества Финляндского в составе Российской империи), церковь решено было снести: она была недостаточно вместительной и презентабельной. Заодно снесли и еще несколько старых зданий: предстояло создать монументальную площадь в стиле ампир, соответствующую новому статусу города.


Получить примерное представление о том, как выглядел этот разрушенный храм, можно по старым гравюрам, а также фотографиям так называемой снежной церкви , которую в 1997 и 2000 годах выстраивали из снега рядом с кафедральным собором на Сенатской площади. Это была уменьшенная в три раза копия той, разрушенной в 1827 году церкви Ульрики Элеоноры.

После решения Синода о сносе здания старое общинное кладбище сравняли с землей, часть церковного убранства пошла с молотка (равно как и уцелевшие, очень прочные деревянные балки), а кафедра, скамьи, люстры, алтарная рама и орган были перенесены в только что построенную (1824-1826 гг.) «временную» деревянную церковь в районе Камппи. Эту церковь предполагалось использовать для нужд общины, пока строится новый собор, но после окончания строительства город разросся настолько, что решено было оставить ее наряду с собором. Сегодня этот деревянный храм известен как Старая церковь Хельсинки . А о снесенной церкви Ульрики Элеоноры напоминают четыре мемориальных каменных столбика и гранитный медальон с барельефом и надписью около здания Университета Хельсинки, в северо-западном углу Сенатской площади. Столбики указывают на место, где раньше находился алтарь разрушенного деревянного храма. Мемориал (Ulrika Eleonoran kirkon muistomedaljonki ), созданный по проекту скульптора Гуннара Финне (Gunnar Finne ) (1886-1952), был установлен в 1937 году.

Но вернемся к Николаевскому собору , который заменил снесенную деревянную церковь. Первые чертежи были готовы уже в 1818 году, но строительные работы начались лишь в 1830 году. Как уже было сказано, новый собор возводили по проекту Карла Людвига Энгеля , известного представителя архитектуры классицизма.

Однако Энгель в 1840 году скончался, не дожив до окончания строительства и так и не вернувшись в родную Германию.


После смерти зодчего работы возглавил другой берлинский архитектор - Эрнст Лорман (Лорманн) (Ernst Bernhard Lohrmann ) (1803-1870). Преемник Энгеля несколько переработал проект, дополнив центральный купол собора четырьмя вторящими ему небольшими куполами. Это делает храм похожим на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, возводившийся одновременно с кафедральным собором Хельсинки. Лорман также соорудил два дополнительных боковых павильона. Один из них, западный, предназначается для колоколов (сегодня в этой колокольне в летнее время работает сувенирный магазин, а зимой она служит конторой общины). В другом павильоне разместилась капелла (здесь по-прежнему проходят камерные богослужения, крещения и венчания; капелла вмещает 70 человек). Кроме того, на крыше собора появились крупные цинковые статуи 12 апостолов , которые не были предусмотрены первоначальным проектом Энгеля (по некоторым сведениям, идея украсить крышу статуями апостолов принадлежала Николаю I).

Ниже собора, там, где сейчас начинается центральная лестница , ранее располагалось караульное помещение (гауптвахта ) с изящной колоннадой, которая видна на следующей гравюре (помимо собора, видно здание Университета и Университетской библиотеки).

В 1839 году гауптвахту по приказу Николая I (и вопреки желанию Энгеля) заменили монументальной лестницей шириной 60 метров. Говорят, что эта лестница - самая высокая к северу от Альп. В качестве материала для ее строительства был использован в основном местный гранит, а также коричневатый гранит-рапакиви.

Собор был освящен только через 12 лет после смерти Энгеля, в 1852 году. Храм получил название Николаевской церкви (Nikolainkirkko ) в честь святого Николая - покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I , инициатора строительства храма.

Когда в 1917 году Финляндия обрела независимость, храм переименовали в Большую церковь (Suurkirkko ), а в 1959 году, когда в Хельсинки появилась епископская кафедра, собор получил свой нынешний статус главного храма епархии и стал называться кафедральным .

В 1970-х годах была осуществлена реставрация крипты собора, когда ее обустроили для проведения выставок и богослужений. В 1996-1998 гг. были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, а также барельефы, лестница и внутренние помещения. Финский архитектор Вильгельм Хеландер (Vilhelm Helander ) выполнил некоторые реставрационные работы в соборе в конце 1990-х годов.

В настоящее время кафедральный собор на Сенатской площади является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Хельсинки . Наряду с собором Турку, это одна из самых значимых протестантских церквей в Финляндии . Храм ежегодно посещают более 400 тыс. человек, в основном именно с туристическими, а не религиозными целями. Примерно половину этого количества составляют финны, а половину - путешественники со всего мира, среди которых, разумеется, не последнее место принадлежит нашим соотечественникам.

В соборе Хельсинки регулярно проходят богослужения (в том числе праздничные службы), церемонии бракосочетания и разнообразные концерты. В храме организуются экуменические богослужения, знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, а также ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии. Кроме того, Университетом Хельсинки и другими учреждениями высшего образования в соборе проводятся специальные торжественные богослужения, посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах. В крипте собора (сводчатом нижнем этаже) в летнее время можно посетить концерты и выставки. Община кафедрального собора Хельсинки на сегодняшний день насчитывает около 29 тыс. человек.

Описание архитектуры кафедрального собора Хельсинки

Выстроен в стиле классицизма и имеет в плане форму симметричного греческого креста (с перекладинами равной длины). Крестообразный храм увенчан центральной купольной башней и воплощает давнюю архитектурную традицию, восходящую к собору Св. Петра в Риме.

Хотя в некоторых источниках указывается, что Энгель брал за образец Казанский собор (а в дальнейшем строители якобы ориентировались на Исаакиевский собор), есть сведения, что непосредственным прообразом для Хельсинкского собора послужили церкви-близнецы на площади Жандарменмаркт (Французский и Немецкий собор) в родном городе архитектора, Берлине.

Центральный купол собора Хельсинки поднимается на высоту свыше 80 метров над уровнем моря. Четыре небольших купола, окружающих центральную башню, были, как уже сказано, добавлены после смерти Энгеля.

С каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами. Фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами неизвестного автора, изображающими события из жизни Христа. На барельефе над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве».


На крыше кафедрального собора Хельсинки установлены отлитые из цинка фигуры 12 апостолов . Это одна из крупнейших в мире целостных коллекций цинковых скульптур , упоминаемая в большинстве статей о производстве и применении цинка. Трехметровые статуи апостолов выполнили берлинские скульпторы Герман Шифельбайн (Hermann Schievelbein ) (1817-1867) и Август Вредов (August Julius Wredow ) (1804-1891). Вредов является автором скульптур свв. Андрея, Матфея, Иуды Фаддея, Иоанна, Филиппа и Варфоломея, а Шифельбайн создал образы апостолов Павла, Петра, Фомы, Симона Кананита, Иакова Зеведеева и Матфия.

Фигуры апостолов были отлиты на фабрике S. P. Deravanne в 1845-1847 гг. и в 1849 году установлены по углам фронтонов, над колоннами, что сближает композицию храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Впрочем, подобный прием часто использовался и в античной и ренессансной архитектуре.

Св. Петра , покровителя проповедников и слесарей, легко распознать по ключам от Рая. Св. Фома - покровитель архитекторов, строителей и топографов - изображен с линейкой-угольником, а Симон Кананит , являющийся покровителем кожевников, дровосеков и ткачей, представлен с пилой, символом его мученической смерти. Апостол Иоанн , держащий в руках евангелие и чашу (выпив предложенную ему чашу с ядом, он остался жив), является покровителем книгопечатников, книготорговцев и писателей. Левий Матфей был мытарем (сборщиком налогов) и считается покровителем таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и всех финансовых служб, а его символ - письменные принадлежности.

Апостол Варфоломей (по преданию, с него живого содрали кожу) изображен с ножом мясника как символом своей мученической смерти. Апостол почитается как покровитель ремесленников, в том числе переплетчиков, кожевников, портных, виноградарей, пастухов и мясников. Апостол Павел , атрибутом которого является меч (символ его казни), считается покровителем теологов и церковных журналистов. Иаков Зеведеев , святой покровитель паломников, солдат и кавалеристов, держит в руке посох с изображением раковины морского гребешка. Апостол Андрей , брат Петра, является покровителем рыбаков, а его символом служит всем известный косой крест, называемый Андреевским. В качестве атрибута Матфия выбран топор (алебарда), которым он был казнен; этот апостол почитается как защитник плотников, мясников и кузнецов. Иуда Фаддей представлен с дубиной (символ его мученической смерти). Наконец, апостол Филипп , покровитель мелких торговцев и валяльщиков, держит в одной руке крест, а в другой - открытую книгу. Крест символизирует его мученическую смерть, а книга олицетворяет всех 12 апостолов, которые умерли, защищая слово Божие. Статуи апостолов Петра, Симона и Фомы установлены непосредственно над главным западным входом в собор, напротив здания Национальной библиотеки . Остальные фигуры апостолов украшают фронтоны с северной, южной и восточной стороны собора.

Интересно, что первоначально собор Хельсинки был окрашен в желтый цвет, как и другие здания на Сенатской площади, но с конца XIX века для храма был выбран привычный нам сегодня светло-серый оттенок с белым декором.

Виртуальная экскурсия по Сенатской площади и кафедральному собору Хельсинки: data.helsinginseurakunnat.fi

Кафедральный собор Хельсинки внутри: скульптуры, кафедра, главный алтарь и орган

Интерьер кафедрального собора Хельсинки отличается предельной строгостью и минимализмом (такой аскетичный стиль отвечал представлениям Энгеля о лютеранском христианстве).

Внутреннее пространство, вмещающее 1300 человек, хорошо освещается естественным светом. Как и снаружи, в интерьере преобладает белый цвет.

Собор почти лишен внутреннего убранства. По углам центрального зала находятся памятники величайшим деятелям реформации: Мартину Лютеру, Филиппу Меланхтону и Микаэлю Агриколе . Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями фигур с памятника Реформации в Вормсе работы Эрнста Ритшеля (1868) и были доставлены в Хельсинки в 1886 году. Изготавливали их в Париже; причем из-за ошибки в расчетах скульптуры оказались меньше предполагаемого, из-за чего скульптору Карлу Магнусу фон Вригту пришлось исправлять ситуацию, добавив внушительные пьедесталы.


Статуя отца финской Реформации и создателя финской письменности Микаэля Агриколы является работой известного финского скульптора Вилле Вальгрена (Ville Vallgren ), автора фонтана «Хавис Аманда».

В четвертом углу церковного зала установлена круглая кафедра проповедника с золотым балдахином. Кафедра выполнена по проекту самого Энгеля, уже после его смерти (в 1849 году), на зеркальной фабрике H. ijer . Ее украшают скульптуры шведской работы. Деревянная поверхность кафедры покрыта штукатуркой и раскрашена под мрамор. Работы по позолоте выполнил художник Чельстрём (J. llströ m ).

В восточной части храма помещается алтарь . Первоначально Энгель планировал установить на этом месте простой крест. Затем придворному художнику Роберту Вильгельму Экману (Robert Wilhelm Ekman ) (1808-1873) была заказана алтарная картина. Однако созданное им полотно «Иисус благословляет детей» сочли недостаточно серьезным для главной церкви города, и в итоге его поместили в интерьер Старой церкви Хельсинки , где картина находится и поныне. А алтарный образ для кафедрального собора выполнил придворный художник Николая I, выходец из прибалтийских немцев Тимофей Андреевич Нефф (Карл Тимолеон фон Нефф ) (Carl Timoleon von Neff ) (1805-1876). Нефф наиболее известен своими многочисленными портретами красавиц аристократических фамилий, картинами народной жизни, а также религиозными произведениями, среди которых - «Святой Исаакий Далматский» и другие образа для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге. Алтарную картину Неффа «Погребение Христа» (Jeesuksen hautaaminen ) император Николай I преподнес собору Хельсинки в подарок.

Полотно помещено в классицистическое обрамление с коринфскими пилястрами и фронтоном. Под фронтоном мы видим лавровые венки, которые символизируют четырех евангелистов, а также две маленькие фигурки ангелов, олицетворяющие Слово и Музыку как два главных элемента лютеранского богослужения.

Позолоченные фигуры ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (Gustav Hermann Bläser ) (1813-1874), известный своими работами на Дворцовом мосту в Берлине, а также монументальными памятниками в разных городах Германии. Скульптуры ангелов на пьедесталах по бокам от алтаря были предусмотрены первоначальным проектом Энгеля - это единственное, что Лорман не стал менять. Сегодня эти коленопреклоненные ангелы с молитвенно сложенными руками обращены не к алтарю, а смотрят непосредственно на всех приходящих в храм. Перед алтарным ограждением установлена белая купель .


Еще одним украшением кафедрального собора Хельсинки, причем не только визуальным, является орган . Нынешний инструмент, насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & n в 1967 году. Нарядный органный проспект, созданный по проекту Лормана, сохранился от предыдущего инструмента немецкой фирмы Walcker (1847).

Еще один небольшой орган имеется в крипте. Крипта , вмещающая 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. В летнее время крипта открыта для всех желающих: здесь работает кафе Krypta . Первоначально крипта, представляющая собой сводчатое помещение с земляным полом, использовалось для хранения дров и других хозяйственных нужд. В 1970-х годах в этом подвале была проведена реставрация по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen ), и с 1973 года помещение начало использоваться как собственно крипта. После новой реставрации 1996-1998 гг. в крипте был установлен новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell ). Орган крипты создан в 2006 году финским органостроителем по имени Мартти Портан (Martti Porthan ), в необарочном духе. Образцом для него послужил небольшой северонемецкий орган XVII века мастера Арпа Шнитгера.