Как готовят поезда дальнего следования к отправке? Как едет поезд На каком топливе едут поезда

Красивые виды из окна под стук колес, знаменитые подстаканники, интересные собеседники — романтика поездов знакома многим. Сегодня поговорим о том, как правильно ездить в поездах, как сэкономить и при этом провести время с комфортом.

Читайте также:

Итак, 15 хитростей и лайфхаков при поездке на поезде в России!

1. Экономим на покупке жд билетов

На РЖД действует правило динамического ценообразования, а это значит, что чем раньше покупать билет, тем дешевле он обойдется. На международные поезда (и некоторые российские) билеты начинают продаваться за 60 дней, а на внутрироссийские — за 45 дней. Скидка может достигать 50% — таким образом можно, например, купить билет в купе по цене плацкарта. Существуют также акции и специальные тарифы на некоторые поезда, постоянно меняются. Подробнее о скидках и специальных тарифах .

2. Сезонные изменения тарифов

В зависимости от сезона жд билеты могут стоить по разному — летом, естественно, дороже, а вот 8 и 9 мая с 50% скидкой. Также есть сезоны с 10- и 15-процентной скидкой. .

3. Групповые скидки на РЖД

Существуют также скидки при покупке билетов на 10 человек и более — от 10 до 40% в зависимости от количества человек и расстояния. Действует это правило, к сожалению, не на все даты, а только на определенные, летом так не проедешь).

Романтика железных дорог:)

Еще о скидках:

: инструкция, как зарегистрироваться в программе и получить билет бесплатно

4. Места в вагоне

Помните, что четные места — это верхние полки, а нечетные — соответственно, нижние. Старайтесь не брать 3 и 6 купе, так как открыть окно не получится (для старых поездов без кондиционера). Места с 37 по 54 — это боковушки, а 37 и 38 — те самые боковушки у туалета:-) При покупке на сайте вы сами выбираете себе место, а при покупке в кассе попросите кассира продать то, что нужно.

5. Детский билет бесплатно

Если ребенок не будет занимать отдельного места и ему меньше 5 лет, то вы можете оформить на него бесплатный билет «без места». Детский тариф действует на детей от 5 до 10 лет, и составляет от 35 до 50 % от взрослого.

6. Возврат билетов

Все знают, что возврат билетов РЖД возможен:

  • не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда — возвращается полная стоимость проезда
  • от 2 до 8 часов до отправления – возвращается стоимость билета и 50% стоимости плацкарты
  • менее чем за 2 часа до отправления – возвращается только стоимость билета. Стоимость плацкарты не возвращается.

Но немногие знают, что можно вернуть деньги за неиспользованный билет РЖД уже после отправления поезда — в течении 12 часов (возвращается только стоимость билета). Как вариант, вы можете оформить новый билет, доплатив стоимость плацкарты.

Кстати, сборы за возврат не взимаются.

Если произошла задержка или отмена отправления поезда не по вашей вине, то вам обязаны вернуть деньги в независимости от времени возврата.

Поездка на поезде по России

7. Посадка на поезд в последний момент

По инструкции вас должны посадить в любой вагон, если до отправления поезда остается менее 5 минут. Правда, такое правило работает, только если есть обычный билет из кассы или из терминала. С распечаткой электронного билета на обычном листе А4 лучше не опаздывать, поскольку проводник сверяет по спискам, и такие списки есть только у проводника вашего вагона.

8. Бесплатный туалет на вокзале

Не все знают, что вы имеете право бесплатно воспользоваться туалетом на станции отправления, предъявив билет на поезд. Официально можно проходить не более, чем за 2 часа, но никто особо не смотрит, главное, чтобы дата совпадала.

9. Багаж на поездах РЖД

Багаж ограничен по весу (не более 36 кг) и размерам (не более 180 см по сумме трех измерений). Также с собой можно взять лыжи, велосипеды в упакованном виде, коляски.

10. Постельное белье

Вы имеете право отказаться от постельного белья, тем более, если едете на короткое расстояние днем, оно и не понадобится. Но если вы не взяли белье, то и пользоваться одеялами и матрасом запрещено. Хотя нас однажды заботливо укрыл одеялами сердобольный проводник, когда мы спали на голых полках по пути в Киев.

По новым правилам, вы не обязаны сдавать белье в конце поездки — это обязанность проводника, так же как и застелить постель пассажирам с детьми, пожилым людям, беременным. Я всегда сдаю — мне не сложно:-)

11. Что можно попросить бесплатно у проводника?

Стакан в подстаканнике (этот символ и бессменный атрибут романтики поездов) и ложку вам обязаны дать бесплатно, для этого не обязательно покупать чай, как бы проводник не убеждал в обратном.

Также у проводника есть кое-какие медикаменты, настольные игры — вам их тоже должны предоставить бесплатно. Хотя… сейчас все с гаджетами ездят.

Отдельный квест — это зарядка телефонов в вагоне. По правилам проводник должен зарядить бесплатно (по факту не всегда получается), а за зарядку в розетке у туалета не имеет права требовать деньги.

Почему электричку называют именно так? В данной статье представлена познавательная информация о том, чем отличается электричка от поезда, почему она осуществляет перевозки людей только на довольно короткие расстояния. Кроме того, ниже приведены обобщенные технические сведения о данном виде транспорта.

Электричка - это электропоезд, который задействован в пригородном сообщении. То есть она перевозит людей на небольшие расстояния (не более 200-250 километров). Стоит поговорить о ней более углубленно.

Состав и их отличие

Наверняка все, кто хотя бы несколько раз в жизни бывал на железнодорожных вокзалах и перронах, замечал, что стоящий на путях разный подвижной состав (поезда дальнего следования, грузовые вагоны, электрички, локомотивы) все же отличается между собой.

Поезд дальнего следования состоит из огромного или тепловоза) и прицепленных к нему вагонов. Последние не могут перемещаться самостоятельно, так как у них нет двигателей на колесных парах, которые могли бы их перемещать. Поэтому задачу по передвижению вагонов (как пассажирских, так и грузовых) осуществляет локомотив.

Стоит отметить, что существуют на участки и неэлектрифицированные. Подвижной состав, которому посвящена статья, может перемещаться только там, где есть электроэнергия и, соответственно, контактный провод. Отсюда и возникло название у подвижного состава - электричка, электропоезд. На московской железной дороге - постоянный ток, в других регионах практически везде - переменный.

Электропоезд состоит из двух головных вагонов, которые устанавливаются строго по концам состава, а также моторных и прицепных вагонов. Кто-нибудь задумывался, почему у такого транспорта всегда есть две «головы» с кабинами управления, а у грузовых и пассажирских поездов - нет? Дело в том, что электричка - самостоятельный подвижной состав, перевозчику невыгодно на конечной станции (на вокзале) снова прицеплять вагон с кабиной управления или локомотив, чтобы она смогла ехать в обратном направлении. Железнодорожный транспорт, в отличие от других, не может осуществить поворот (исключение: и поворотный круг на заводе или в депо).

У любознательных читателей может возникнуть вопрос: а как же поезда? Их тянет локомотив до конечного пункта или станции, где производится их смена.

Краткое описание устройства электрички

Электричка - это такой подвижной состав, у которой на крышах моторных вагонов расположен токоприемник (пантограф). Стоит отметить, что у электровозов он также имеется. При помощи токоприемника подвижной состав получает электроэнергию. Зачем она нужна? Во-первых, начинают работать все устройства и системы в поезде; во-вторых, за счет действий машиниста приводятся в движение Но чтобы они начали вращаться, нужно питать электроэнергией тяговые двигатели, расположенные на колесных парах моторных вагонов.

Может перемещаться только по своему участку с тем родом тока, который ему подходит. Например, электропоезд ЭР-2 может работать только там, где постоянный ток, а ЭР-9 - там, где переменный.

Где курсируют, кто пользуется

Не только жители мегаполисов совершают ежедневные поездки из города в область, но и люди, проживающие в пригороде. Именно потому официально подобный вид железнодорожного транспорта именуется пригородным электропоездом. Такую надпись можно встретить на вокзальных табличках и указателях, в расписании.

Примеры маршрутов следующие:

  • Москва - Сергиев Посад;
  • Санкт-Петербург - Сиверская;
  • Воронеж-1 - Лиски;
  • Смоленск - Ельня.

Как видно, не только в Москве и Санкт-Петербурге существует пригородное сообщение. Осуществить поездку могут все желающие, ведь проезд в пригородных электричках обходится дешевле, чем на поезде дальнего следования. Только нет гарантий, что получится ехать всю дорогу сидя. Дело в том, что в поезда продают билеты с указанием номера вагона и места. Электричка - это подвижной состав, салон которого имеет сидячие и стоячие места. В билете указываются станции отправления и прибытия, а также дата его получения.

Какие бывают виды электричек

Электричка - поезд, который имеет несколько категорий:

  • обычная (останавливается на всех или почти всех станциях);
  • скорая (останавливается только на крупных станциях);
  • экспресс (имеет максимум одну смежную остановку).

Разумеется, обычная электричка стоит дешевле остальных.

Экспресс же - это электричка с повышенным комфортом, индивидуальным местом для пассажира и местом для багажа.

В заключение стоит отметить, что электричка всегда была самым популярным видом транспорта для поездок на небольшие расстояния.

Транспорт, способы его использования, очень похожи на наши российские реалии, но только удобнее и понятнее. У каждой страны есть один, а то и несколько фирм-перевозчиков, например, DB (Deutsche Bahn в Германии, ?bb в Австрии и т.д.). У каждой фирмы есть сайт с расписанием и билетами и, скорее всего, есть терминалы-автоматы, в которых можно купить билеты, которые стоят на вокзалах. В мелких населенных пунктах кассы с человеком может не быть, поэтому билет придется покупать самостоятельно в автомате.

В общем виде можно сказать, что поезда бывают местные (local transport) и международные скоростные экспрессы ICE, IC (Inter City Express) от Deutsche Bahn или аналогичные, но других транспортных компаний.

ICE, IC более комфортабельные, едут быстро, остановки делают в крупных населенных пунктах, в поездах есть вагоны-бистро и рестораны. Билеты можно купить через интернет: как правило, они не дешевы, но при покупке заранее могут быть скидки.

Поезд в Норвегии:

Поезд в Чехии на местном направлении:

Для поездов (особенно IC и ICE) на платформах есть схемы расположения вагонов

С поездами иногда есть такая штука: основную часть пути поезд есдет в одном направлении, но на одной станции часть вагонов отсоединяется и едет в другом направлени. То есть поезд делится на две части: часть едет в одном направлении, часть - в другом. Мы однажды попали на такую фишку, когда ехали в Баварии. Поезд разделяется на 2 части незаметно и быстро. Может помочь посмотреть схему движения вагонов и схему движения самого поезда. Правда, такие поезда бывают не часто, в основном там обычные поезда.

Так выглядит делящийся поезд на схеме

Смотрите схему движения в самом поезде

Как вариант, если требуется несколько поездок каждый день, то проще купить билет Interrail Pass на нужное количество дней и не думать о цене билета на ICE, IC (при поездке во Францию пришлось дополнительно покупать места-бронь на поезд, но в основном по Interrail Pass никакие доплаты не нужны, а перемещаться можно практически по всей Европе, включая паромы).

На местные поезда могут быть специальные билеты. Активно распространены в Германии: это т.н. земельные билеты, например, Билет Северного Рейна-Вестфалии и другие. В Германии такой билет действует целый день и распространяется на все местные виды общественного транспорта (поезда, электрички, метро, автобусы, трамваи и, возможно, отдельные паромы, подъемники и проч.). Путешествовать по таким билетам в Германии удобно и выгодно, особенно, если едет группа в несколько человек.

Местные поезда делают больше остановок и не столь комфортабельны как международные экспрессы, хотя вполне приемлемы и значительно лучше отечественных электричек.

На вокзалах и в метро, как правило, есть лифты, поэтому, если у Вас много вещей, не торопитесь таскать их на себе вверх и вниз - смело идите на лифт и пользуйтесь им (как в России лифты там не закрыты на ключ и не нужно звонить куда-то, чтобы пришел человек и открыл лифт). Возможно, там есть эскалаторы или травалаторы для багажа наверх (движущаяся лента рядом с лестницей, на которую ставишь багаж, и он поднимается по ленте).

Есть ли в поездах Европы туалеты?

Все поезда (которые я видела) оснащены туалетом, в котором, как правило, есть и вода, и бумага, и мыло, и бумажные полотенца.

На вокзалах часто туалеты платные, стоят около 0,5 евро. Платить можно наличными или картой при входе в автомат-турникет. Насколько я помню, автомат дает сдачу и можно оплачивать, например, как 0,1+0,2+0,2 евро.

Если хочется сэкономить, дождитесь своего поезда и воспользуйтесь туалетом бесплатно.

Хинт. Часто туалет на крупном вокзале дает чек, который можно предъявить в кафе на вокзалах как ваучер, чтобы зачесть эти 0,5 евро в счет оплаты покупки. Так, например, если покупка на 5 евро минус 0,5 евро за туалет, за еду нужно заплатить 4,5 евро. Подробная информация об этом предложении находится непосредственно в самом туалете - на двери. Возможно, где-то есть какой-то стенд или буклет о том, где действует скидка.

Как ехать в поезде с ребенком?

В отдельных поездах есть специальные зоны для детей, где дети могут свободно играть, ползать, бегать и не мешать остальным пассажирам.

Как ехать в поезде с собакой? Или, наоборот, без животных?

Как правило, в поездах можно перевозить домашних животных рядом с собой. В Норвегии при покупке билета можно было дополнительно указать, нужен вагон с животными или нет. Я выбирала вагоны с животными. В итоге ехала в вагоне с несколькими собаками.

Как перевозить велосипеды?

В Европе не только в поездах, но даже и в автобусах есть возможность перевозить велосипеды. Нужно уточнять такую возможность при выборе рейса и дополнительно оплатить провоз велосипеда (bicycle).

Что такое первый или второй класс?

Поезда (вагоны, зоны в них) имеют класс комфортности: первый класс и второй класс. Второй класс вполне приемлем для перемещения, им пользуются практически все пассажиры. Первый класс в местных поездах практически как второй. Там может быть меньше людей, шума, стоять столики и т.п.

Класс вагона или зоны в вагоне помечается цифрой.

Нужно ли предъявлять билеты?

В отличие от России, вход на любой перрон и в любой поезд беспрепятственный, никакие документы или билеты предъявлять при входе не нужно. Как правило, продаются обычные билеты без места - это означает, что пассажир может занять любое свободное место в поезде по своему усмотрению. Главное, войти в зону вагона своего класса (если купили билет 2 класса, то ехать вторым классом).

Билеты без указания места в вагоне (могут быть разного формата, в т.ч. распечаны на принтере)

Билет, в котором указано место (билет + резервирование)

Для велосипедистов места, как правило, рядом со входом в вагон. Там могут быть специальные крепления для велосипедов.

Также недалеко от входа бывают места для инвалидов, эти места желательно не занимать, а садиться на свободные обычные места.

Во время движения поезда к пассажирам по очереди подходит контролер (а может и не подойти) и попросить предъявить билеты. На билетах он сделает отметку с датой и временем проверки. Может так получиться, что разные контролеры поставят несколько отметок, например, если вы пересекли границу государства, если ехали в разных поездах и в других случаях.

Билет с несколькими отметками контролеров (вертикально) (отметки ставили и чехи, и немцы)

Может потребоваться предъявить банковскую карту, с которой был куплен билет (если он покупался картой), карта должна принадлежать одному из пассажиров. В связи с этим лучше всего заранее убедиться, нужно ли предъявлять карту при покупке билета и покупать билеты со своей личной карты или за наличные деньги.

Проводники отслеживают, кто входил в вагон и после каждой остановки могут проходить поезд и проверять проездные билеты у вновь вошедших пассажиров. То есть дергаться при каждом входе контролера в вагон не нужно, если ему будет нужно - он подойдет сам. Но все билеты и карты можно приготовить заранее, особенно если с иностранным языком не дружите.

Как входить и выходить из поезда?

В Европе поезд (и метро, и трамвай) не открывает все двери на каждой станции, нужно нажать кнопку или повернуть ручку для открывания двери. На станции, когда поезд остановился, поезд разблокирует двери, можно нажать на кнопку (она станет зеленой) и двери откроются. Если кнопка дает красный сигнал, возможно, двери еще не разблокированы, нужно нажать попозже. Кнопки в вагонах как внутри, так и снаружи.

Есть старые модели поездов, там различные ручки, которые нужно крутить, чтобы открыть дверь. Как правило, по популярным направлениям поезда новые, то есть с кнопками.

Нужно ли компостировать билет?

Отдельные билеты - да, нужно компостировать. Они, как правило, влазят в компостер и на них есть стрелочки и соответствующий текст. Когда есть возможность, я предпочитаю покупать билеты на целый день, их компостировать не нужно (если дата на билете уже стоит), можно входить и выходить из поездов по направлению, пересаживаться, выбирать любой поезд из расписания.

То есть, нужно ли компостировать билет, желательно уточнить при покупке, читая информацию по конкретному билету. Скорее всего, внутригородской транспорт и электрички S-Bahn и подобные нужно компостировать, а региональные поезда (в российском понимании тоже электрички) компостировать не нужно, т.к. там дневные билеты.

Компостер (нужно просто засунуть билет в него)

На билетах могут быть стрелочки и текст, призывающий компостировать билеты

Но можно купить билет, который действует в течение какого-то дня (его компостировать не нужно)

Компостеры на ж/д стоят внизу до подъема на перрон или на перроне. В автобусах, трамваях и проч. - в самом транспорте. Если компостер не работает, то впишите ручкой дату и время входа в поезд.

На всех крупных вокзалах есть зоны или помещения с информацией для туристов. Даже так: есть консультанты в центре вокзала + помещение, где можно купить, обменять билеты и также задать вопросы. Консультанты, как правило, отвечают на какие-то простые вопросы типа: где находятся платформы, как пройти к поездам и т.п., а в офисах можно купить билеты и получить расписание.

В Чехии мне распечатывали расписание движения поездов по направлению между городами, а во Франции и Австрии - давали мини-буклетики с расписанием по направлению. Такие буклетики могут лежать в зоне общего доступа и можно прийти на вокзал и взять их.

Для уточнения движения поездов в текущий момент, как и в России, можно смотреть табло. В Германии платформы известны заранее, но иногда могут меняться. В других странах у меня были поезда, выходы на платформы к которым нужно было ждать, как в России, на табло. Только в отличие от России на вокзале по громкой связи не объявляются ни платформы, ни начало посадки, ни завершение посадки. Смотреть за этим всем нужно самостоятельно.

Как правило, одно большое табло находится в центре вокзала + мониторы могут быть развешены по вокзалам, находиться в крупных магазинах, кафе и т.д.

Совет! Если боитесь потерять поезд, лучше приходить на вокзал заранее и заранее посмотреть, где какие платформы находятся. Когда узнаете свою платформу, сразу пойдете на нее.

Что такое резервирование места и нужно ли его делать?

Покупая билет на обычный поезд в Европе, вы покупаете возможность ехать в поезде на любом свободном месте своего класса. Как правило, все поезда полупустые и проблем с местами нет вообще, однако есть направления или даты, когда поезда забиты под завязку и найти место трудно. В этом случае стоит купить резервирование места в поезде. Стоит это, как правило, недорого.

Когда стоит покупать резервирование места?

  • В пятницу вечером, в выходные, т.к. местные любят местный туризм и иногда кажется, что они выезжают на отдых целыми городами.
  • По особо популярным направлениям в высокий сезон, скажем, и т.п.
  • Когда ехать нужно далеко, например, 5 часов и не хочется дергаться, пересаживаясь с места на место.
  • Когда у вас много вещей или вы едете компанией или с детьми и хотите ехать все вместе, а не по 1 человеку в вагоне, на разных местах.
  • Когда есть предпочтения по месту у окна или нет, за столом, с собакой, с велосипедом, с ребенком и т.п.

Зарезервировать место можно вместе с покупкой билета - на сайте, или в автомате, или на вокзале. Порой можно купить резервирование места отдельно - нужно уточнять на сайте ж/д заранее. В Германии это точно возможно.

Где оставлять багаж в поезде?

Багаж можно оставлять в начале, конце или середине вагона на багажных полках (что я всегда делаю, но нужно пораньше приходить в поезд, чтобы там были свободные места) или на верхней полке (над креслами). Если в поезде людей мало, то можно поставить вещи рядом с собой, у соседнего кресла или прямо на нем.

Говорят ли контролеры по-английски?

Как правило, да. Их можно спросить, долго или еще ехать, сколько остановок, сейчас ли выходить на такую-то станцию и т.д.

Какой штраф за безбилетный проезд?

Не уточняла этот вопрос в цифрах, но все говорят, что сумма весьма существенная. Проверять мне не хочется. Но есть направления, по которым у меня ни разу не проверяли билета.

Можно ли ходить из вагона в вагон?

Да, до начала движения поезда и во время его движения, можно спокойно ходить из вагона в вагон. Двери открываются или автоматически (вверху датчик присутствия), или нажать на кнопочку, или дернуть вправо ручку - есть несколько модификаций вагонов. Ясно одно - перемещаться между вагонами просто. Например, в поисках свободного места, в поисках проводника (задать вопрос), в туалет соседнего вагона, в вагон-ресторан, бистро, если таковые есть в поезде.

Есть ли у вас еще какие-то вопросы? Хотите дополнить статью? Пишите в комментариях.

Поезд - это вид транспорта, которым чаще всего пользуются жители СНГ, если им нужно выехать за пределы своего населенного пункта. При этом мало кто знает, что до появления железных дорог словом «поезд» называли другой вид транспорта. Давайте узнаем, какой именно, а также немного познакомимся с историей поездов, их видами.

Поезд - это…

Сегодня этим словом называют железнодорожный состав из нескольких вагонов, прикрепленных к локомотиву, приводящему весь поезд в движение. Как правило, у поездов есть «голова» (начало) и «хвост» (конец), с обеих сторон которых прикреплено по локомотиву. В зависимости от того, какой из локомотивов сейчас тянет вагоны, расположение "головы" и "хвоста" поезда может меняться.

Кстати, не всем известно, но даже сам локомотив без прицепленных к нему вагонов тоже относится к понятию «поезд».

В странах СНГ поезда номеруются, чтобы не возникало путаницы. Вагоны также получают номера, при этом они неизменны даже в случае смены "головы" поезда.

Что называли «поездом» в прошлом

На Руси слово «поезд» появилось гораздо раньше, чем человечество вообще придумало железнодорожный транспорт. В старину так назывался обоз, состоящий из вереницы следующих друг за другом повозок (зимой - саней). Такие поезда использовались для перевозки провизии и оружия военными, а также торговцами, дабы доставлять свои товары из одного места в другое.

С появлением железных дорог привычное народу Российской империи слово стали использовать в качестве названия как для самого паровоза, так и для него в сочетании с вагонами. Кстати, сами вагоны изначально продолжали называть экипажами.

Интересно, что в подобном значении термин «поезд» сегодня употребляется лишь во время свадебных гуляний. Так называют торжественную процессию жениха, следующую в дом невесты, чтобы забрать ее в церковь или ЗАГС.

Происхождение термина

Существительное «поезд» - это исконно русское слово, которое было образовано от существительного «поездка», а до этого - от глагола «ездить» (перемещаться с помощью транспортного средства).

Сам же глагол существовал еще в праславянском языке. По этой причине он сохранился в современном украинском («їздити»), белорусском («ездзіць») , болгарском («яздя»), чешском (jezdit ), польском (jeździć ) и других славянских языках.

Первая железная дорога в Российской империи

В Европе впервые был запущен первый в сентябре 1830 г. Практичные европейцы довольно скоро осознали, как удобен и практичен, а главное, дешев новый вид транспорта, и вскоре территория самых передовых стран покрылась сеткой из железных дорог.

Через несколько лет после того, как был запущен первый поезд, это заинтересовало и жителей Российской империи, и начались работы над созданием собственного локомотива.

Уже в 1836 году была первая попытка пустить поезд по железной дороге, правда, тогда вместо паровоза вагоны тянула за собой запряженная череда лошадей. После успешных испытаний в 1837 г. был учрежден поезд Санкт-Петербург - Царское Село, который курсировал по специально построенной для него железной дороге. Примечательно, что паровоз для движения этого поезда использовали лишь по выходным, а в будни вместо него вагонный состав по старинке тянули по рельсам запряженные лошади.

Стоит отметить, что успешная демонстрация первой железной дороги и ее возможностей способствовала развитию этой инфраструктуры во всей империи, и к началу нового столетия в России была целая сеть железных дорог.

Какие бывают виды поездов в СНГ

Классификация поездов производится по различным признакам. Чтобы понять, какой поезд к какому виду относится, нужно четко знать его скорость, длину, массу, дальность следования и тип груза.

  • По скорости поезда бывают: скорыми (более 50 км/час), скоростными (140 км/час), высокоскоростными (200-250 км/час) и ускоренными (точной скорости нет, но он движется быстрее скорого и скоростного, не перевозит пассажиров).
  • По длине - обычные без названия, длинносоставные, повышенной длины и соединенные из нескольких поездов.
  • По массе - сверхтяжелые и повышенной массы (более 6000 тонн).
  • По дальности - пригородными, дальними (более 150 км), прямыми (следуют по более чем двум дорогам), местными (в пределах одной дороги следуют менее чем на 700 км), сквозными, участковыми (едут от одной станции до другой), сборными (доставляют вагоны на разные станции).
  • По типу груза поезда бывают пассажирскими, грузовыми (товарными), грузопассажирскими, грузобагажными, почтово-багажными и воинскими.
  • По регулярности: летние, разовые, круглогодичные.

Термины «поезд», «вокзал»: какая между ними связь?

Рассматривая тему о поездах, нельзя не вспомнить о таком понятии, как «вокзал». Хотя вокзалы бывают автобусные, речные, морские, авиационные (аэропорты), чаще всего в умах граждан это понятие прочно связано с железной дорогой. Дело в том, что путешествие на поездах и по сей день остается самым дешевым и доступным для жителей практически любой страны, где есть железная дорога.

Вокзалом называется комплекс из одного или нескольких строений, построенных для обслуживания пассажиров и сортировки багажа. Они размещены в особо важных пунктах следования транспорта (в случае с железной дорогой - в наиболее крупных населенных пунктах).

По традиции на вокзалах можно не только сесть или сойти с любого транспорта, но и узнать расписание поездов, купить билет в кассах, оставить багаж в камере хранения, сходить в туалет или подкрепиться в местном кафе. Также многие вокзалы оборудованы залами ожиданий, комнатами отдыха (или отелями), где каждый пассажир может подождать свой поезд или отдохнуть и привести себя в порядок.

Мой стаж работы машинистом метро - почти двадцать лет. Прежде я работал проводником и каждый месяц был неделю-две в отъезде. Когда женился, родилась дочь, захотелось больше времени проводить дома. Решил пойти на курсы машиниста метро. Там проверили зрение, слух, давление, пьющий-непьющий, морально устойчивый ли, не было ли приводов в милицию - у меня всё было в порядке. Хотя проверки эти были формальными, брали кого попало. Некоторые были явными бухарями, а один такой, что мы сразу поняли: парень со сдвигом. Не знаю, как он медкомиссию прошёл, но пять лет проработал, пока его не посадили за убийство.


Касательно самих курсов - практика показала, что для управления поездом достаточно десятой доли всех тех знаний, которые мы получили. К концу учёбы мы, наверное, могли бы разобрать и собрать весь состав. Знали, где что прикручивается, детали и устройство всех узлов. Лекции были пять раз в неделю, нам просто начитывали материал, как в университете.

В машинисты брали в основном ребят из пригорода. Если же киевлян, то преимущественно с Оболони - чтоб недалеко от депо жили. Женщин почему-то не брали. Помню только одну. Не брали, наверное, потому, что женщинам нужно и комнату отдельную давать, чтоб они могли поспать после ночной смены, и отдельную душевую делать. А у нас всё общее было, как в армии.

Вообще, чтобы работать машинистом, нужно быть флегматиком. А скорее даже пофигистом, не принимать всё близко к сердцу. Работа в целом монотонная, но случаются и стрессовые ситуации.

О пассажирах

Падают на рельсы достаточно часто. Когда я только устроился, случай был: солдат в самоволке, видимо, убегал от патруля. Поезд уже тронулся, и парень решил зацепиться за последний вагон. Схватился за поручни, продержался какое-то время, а потом сорвался - полетел по шпалам. Насколько помню, печально там всё закончилось.

Чаще всего пассажиры падают с платформы на «Вокзальной». Сам я никого не сбивал, один раз только зеркалом пьяного задел, но тот, слава богу, не упал под поезд. А у других ребят были случаи. Если сбил пассажира, тебе сразу дают три дня на то, чтоб прийти в себя. Некоторые берут неделю или даже месяц.

Когда человек падает на рельсы, машинист мгновенно тормозит, благо тормоза зверские. После этого он не должен ни на сантиметр сдвигать поезд, чтобы не додавить.

Был у нас «чемпион» по числу сбитых пассажиров - четверо, кажется, на его счету

Под платформой есть третий, контактный, рельс под напряжением в 825 вольт. Обычно, если человек упал, он оказывается между этим рельсом и вагоном, то есть попросту там застревает. Напряжение, разумеется, сразу вырубают.
Однажды я помогал вытаскивать упавшего пассажира на «Театральной». Он часа полтора мучился: зажало плотно. Тогда машинист нарушил правило: чуть отъехал, и мы вытащили мужика. После такого шока одни кричат, другие, наоборот, не могут произнести ни слова.

Был у нас «чемпион» по числу сбитых пассажиров - четверо, кажется, на его счету. Он отец-герой, многодетный, так что по закону его не могли уволить. Он кого-то задавит, а потом на больничный уходит на полгода - за детьми смотреть.

Ещё было время, когда появилась мода гулять по шпалам на открытых участках. Помню, еду в полночь, вижу: идёт мужик. В таком приличном чёрном костюме, но почему-то босиком. Интервал между поездами большой, и он почти успел от «Гидропарка» дойти до «Левобережной». Я остановился, затащил его в кабину. «Ну наконец-то, - говорит, - дождался. Тяжело идти». Спрашиваю, почему босиком. Объяснил, что шпалы скользкие, в обуви неудобно. Доехал я с этим «пассажиром» до станции, передал его диспетчеру, а тот - уже милиции.

Об управлении поездом

Поезд «поворачивает» сам. Вернее, то, что все называют «поворотами», - у нас это «кривые участки». Поезд проходит их не поворачивая колёса, за счёт уклона путей. Но работа у машиниста есть: открывать и закрывать двери, тормозить, ускоряться, следить за приборами.

Обычно ездим со скоростью 40–50 км/ч. Максимальная скорость поезда - 80 км/ч. Можно и больше, но рискованно, поскольку некоторым вагонам уже больше 50 лет. В Москве и Питере такого старья нет - на металлолом сдали. У нас же вагоны, которые ещё в 1990-м списывать собирались, до сих пор ездят.

Среднее нормальное расстояние между поездами - метров 600-800. Когда какой-нибудь состав выбивается из графика, задерживается на станции, следующий за ним вынужден останавливаться в тоннеле и ждать. В таких случаях пассажирам кажется, что поезд остановился между станциями, но на самом деле я вижу хвост впереди идущего поезда, между нами от силы метров 150. Так происходит, потому что, например, на той же «Вокзальной» толпа долго не может втиснуться в вагон, и поезд стоит на 10-20 секунд дольше, чем положено. Когда расстояние между составами сокращается, в поезде, который идёт следом, срабатывает автоматика и он сам тормозит.

Кроме этого, специальный прибор каждые 50 метров показывает, с какой максимальной скоростью я могу ехать (она зависит от того, как далеко находится впереди идущий состав). Бывает, едешь 80 км/ч, а прибор вдруг показывает, что допустимый максимум - 40. Если не успеваешь сам плавно притормозить, поезд автоматически сбрасывает скорость. Именно в такие моменты состав дёргается и кажется, что все пассажиры должны по инерции влететь в первый вагон.

О графике работы и окладе

С 06:15 до 07:00 - утренний пик, в это время на работу выходят почти все машинисты. Минут за 10 проходим медкомиссию и выезжаем. Обеденный перерыв - полчаса. Если приспичило в туалет, то нужно терпеть до депо. В неделю один выходной день, выходит всего четыре выходных в месяц. Так мало из-за того, что у нас шестичасовой рабочий день. Бывают, правда, и жирные выходные: в пятницу утром закончил работать, а вышел аж в 6 вечера в воскресенье.

Зимой вообще неделями солнца не видишь. Когда смена утренняя, а живёшь в пригороде, как я, на работу добираешься на электричке. Те, кто закончили ночную смену, а следующая на утро, ночуют в депо на «Дарнице» или «Академгородке». Там метрополитен снимает для работников квартиры в хрущёвке, где можно переночевать.

Скорость небольшая, приборы в поле зрения, всё под контролем. Некоторые машинисты в дороге газеты и журналы читают, на мобилках играют, музыку слушают

Зарплата со всеми надбавками и премиями - до 5 000 тысяч гривен. Если выбиваешься из графика больше чем на 10 секунд, могут оштрафовать (вычитают из премии). А держаться расписания бывает сложно. Народ долго заходит - поезд задержался на станции. И уже мало того, что опаздываешь, так ещё должен со следующей станции забрать чуть больше людей.

Зато под вечер, когда интервал между поездами около 10 минут, как только не коротаешь время. Я и отжимался от пола, и приседал, чтоб не свихнуться от скуки. Прямо в кабине, конечно. Скорость небольшая, приборы в поле зрения, всё под контролем. Некоторые газеты и журналы читают, на мобилках играют, музыку слушают.

О тайных тоннелях и кошельках на рельсах

Когда ещё не было станции «Театральная», поезд шёл от «Университета» сразу на «Крещатик». Позже для «Театральной» построили параллельный тоннель, но старый оставили. В него начали свозить мусор со всей линии. В 1995-м мусор загорелся - дым и вонь стояли на всей ветке.

Ещё есть тоннели от «Арсенальной» в сторону «Днепра» - там
целый комплекс на случай войны. Никто не признаётся, что там конкретно. Я пару раз мельком видел огромные металлические ворота. Там ещё стоит небольшой поезд - игрушечный, как мы его называем. Говорят, что он на дизеле работает, а не на электричестве.

Свет в тоннелях горит, так что я вижу, когда там кто-то ходит. Во время езды кучу народу встречаю, электриков в основном. Они пути не пересекают, ходят по специальной дорожке, справа вдоль колеи.

А когда на «Вокзальную» въезжаешь, прекрасная картина открывается: слева в ряд лежат портмоне на любой вкус! Карманники ж как работают: вытащил кошелёк, деньги достал, а на остановке его в щель между поездом и платформой бросил.

О человеческом факторе


На всех станциях красной ветки двери открываются с левой стороны, и только на «Днепре» - с правой. Не раз случалось, что пассажиры, несмотря на предупреждающую надпись на дверях, прислонялись и выпадали на платформу. Был случай, когда и сам ошибся - открыл левые двери на «Днепре». К счастью, никто не выпал.

У машинистов есть правило: из кабины на промежуточных станциях выходить нельзя. А один выскочил из кабины на «Берестейской»: бабка с тележкой не могла в вагон втиснуться, так он её втолкнул, двери захлопнулись и поезд поехал. Всё обошлось, поезд доехал до «Святошино», сработала автоматика, состав остановился. Пассажиры, думаю, даже ничего и не заметили. Но машиниста уволили, хотя стаж у него был около 30 лет.

О приборах

Всё так устроено, что одновременно открыть и левые, и правые двери невозможно. Также нельзя открыть двери в одном вагоне - только во всех сразу. На новых поездах ездить сложнее. Они резче тормозят, а это плохо - колёса становятся «квадратными» и буксуют. Мы новые поезда называем тракторами - у них рычаги, которые приводят в движение поезд, устроены, как у трактора.

Был случай, когда машинист уже заехал в депо, непонятно как переключил движение на задний ход и поехал со скоростью 80 км/ч! Благо быстро затормозил. После этого случая сделали специальную кнопку, чтобы решение поехать назад было более осмысленным.

Ещё есть рация. Когда говоришь с диспетчером, тебя слышат все машинисты на ветке. С диспетчером надо говорить, если кто-то упал, если опаздываешь и ещё в некоторых случаях. Но лучше, когда тебе с ним вообще не приходится разговаривать.

Для объявлений по громкой связи тоже есть кнопка. Когда я только начинал работать, была только запись объявления станций. Всё остальное приходилось орать в микрофон. Бывало и матом кричали. Но, что характерно, никто из пассажиров не жаловался.