Владимирский собор в херсонесе таврическом. Свято-владимирский кафедральный собор в херсонесе таврическом, севастополь Владимирский собор в херсонесе расписание богослужений

Киевский князь Владимир , освящён в 1891 году; восстановлен из полуразрушенного состояния в 1990-е - начале 2000-х гг.

Православный собор
Владимирский собор в Херсонесе Таврическом
44°36′44″ с. ш. 33°29′36″ в. д. H G Я O L
Страна Россия /Украина
Город Херсонес Таврический , ул. Древняя, 1
Конфессия Православие
(РПЦ)
Епархия Симферопольская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Неовизантийский
Автор проекта Д. И. Гримм
Архитектор Гримм, Давид Иванович
Первое упоминание 1861 год
Строительство - годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 921510361060006 (ЕГРОКН)
Состояние действующий
Медиафайлы на Викискладе

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни ), в ходе подавления мятежа Варды Фоки . В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь : «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу . Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством К. Крузе , которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них - остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял рещение именно в этой базилике .

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) , здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854-1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских , построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе .

Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм . Собор возведён в неовизантийском стиле . Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, с 1861 года до 1892 года. Собор - второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя: высота - 26 м.

Работы по убранству храма начались в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси (1888). Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы , в котором был установлен деревянный резной иконостас . В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину . Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин . Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина . Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини.

Торжественное освящение главного престола Владимирского собора в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) . Окончательное оформление интерьера храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана (Муратовского) , скончавшегося в 1898 г., и епископа Иннокентия (Солодчина) , скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери , по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

В 1924 году Херсонесский монастырь был закрыт, Владимирский собор передан музею.

Воссоздание

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупнокалиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой , А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева , Санкт-Петербурга и Крыма , которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух » (авторы - Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне » (исполнитель А. Дмитренко по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне » (исполнители Л. и Н. Дмитренко по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «

Попадая в развалины тысячелетий на юге Крыма, в заповедник Херсонес Таврический, поражаешься оглушительной тишине на фоне шума морских волн. Удивительный уголок Севастополя сохранил старинные строения, на фоне которых возвышается величавый Свято-Владимирский собор в Херсонесе.

Белоснежное строение с золотым куполом буквально завораживает, манит к себе, не зайти внутрь храма просто невозможно. При входе в собор стоит памятник равноапостольному князю Владимиру, который принял крещение именно в Херсонесе.

Свято-Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

История строительства херсонесской святыни

Идея возвести храм Владимира в Херсонесе принадлежит главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу, который в 1825 году подал прошение царю Александру I. Первоначально было предложено возвести небольшой храм и богадельню. Пока не было принято решение о строительстве собора, по инициативе мичмана Н.Крузе на деньги, собранные матросами, начались археологические раскопки, целью которых было определить точное место крещения князя Владимира.

После смерти Александра его преемником стал Николай I, который утвердил строительство другого Владимирского собора, в центре Севастополя. Все планы по строительству христианских святынь разрушила крымская война. К идее строительства херсонесской церкви вернулись в 1859 году.

Архитектором нового строительства был избран Д. Гримм, который планировал возведение храма на месте древней базилики, найденной во время раскопок, организованных графом А.Уваровым. Археологические исследования позволили определить место церкви Рождества Богоматери, в которой принял крещение равноапостольный князь Владимир в 988 году.

Судьбоносное для России событие по воспоминаниям преподобного Н. Летописца происходило в центре города под именем Корсунь. Первый камень Свято-Владимирской обители был заложен императором Александром II и его женой Марией Александровной. По этому случаю в присутствии большой императорской свиты был отслужен торжественный молебен.

Постоянная нехватка средств растянула возведение херсонесской обители на многие годы, в 1877 году черновые работы были закончены. 11 лет собирались деньги на внутренние работы, чтобы в 1888 году провести Литургию в честь 900-летия Крещения Руси в нижней церкви, которая носила название тысячелетней базилики — Храм Рождества Божьей Матери.

Нижний храм Свято-Владимирского собора

Убранство храма

Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.

О православном храме:

Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.

Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.

Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 - нижнего предела, который украсил новый иконостас.

В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.

«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».

Иконостас Свято-Владимирского собора

Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.

В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.

Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери . Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.

Корсунская икона Божией Матери

В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.

Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.

Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.

Владимирский собор во время Второй мировой войны был разрушен

Возрождение херсонесской святыни

Восстановление Свято-Владимирского собора началось только в конце 90-х годов ХХ века. Архиерей, Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь благодаря большим стараниям и настойчивым просьбам сумел добиться возрождения Владимирского храма на государственном уровне.

Читайте еще о крымских святых местах:

1998 год стал переломным периодом в истории херсонесской обители. Президент Украины Леонид Кучма и его супруга взяли реставрацию церкви под свой патронат, через 7 лет в 2002 году прихожане храма были благословлены пасхальным богослужением.

Важно! В 2004 году Блаженнейший Митрополит Киевский Владимир совершил чин освящения Кафедрального Владимирского собора, о котором сообщил звук колокола, история его уникальна.

История колокола

Колокол отлили в 1776 году из пушек, которые захватили после войны с турками. В период Крымской войны французы украли колокол, вывезя его во Францию, в собор Парижской Богоматери.

В 1913 году колокол вернули в Россию, его установили на звоннице Владимирской церкви. Громкий звук со звонницы стал маяком для кораблей, предупреждая об опасности приближения к скалистым берегам.

В 1925 году при закрытии монастыря все колокола сняли, только один оставили на берегу моря для охраны кораблей. При очистке колокола священнослужители обнаружили надписи, свидетельствующие о том, что это тот самый, возвращенный из Парижа. Надписи свидетельствовали о том, что колокол вылит из артиллерии турков, в честь Николая Угодника. Работы по отливке произведены в Таганроге.

В 1960 году местные варвары вырвали у колокола язык.

Только в 2004 году над Севастополем раздались мощные удары пережившего 2 войны колокола.

Херсонесский туманный колокол

В помощь паломникам и туристам

Нынешний Свято-Владимирский кафедральный собор работает с понедельника по пятницу.

В 7.30 утра начинается Литургия, в 16.00 - вечернее богослужение.

В субботу Литургия начинается в 8.00, а в 15.45 можно посетить Всенощное бдение.

Воскресенье начинается в 7.50 водосвятным молебном, затем в 8.20 - Литургия, в 16.00 - вечернее богослужение.

Посетить собор туристы могут каждый день, вход в заповедник бесплатный, он открыт с семи утра до семи вечера.

Собор хранит мощи более 115 святых, многие из них обладают уникальной целительной силой.

Как добраться в Херсонес из Севастополя

Древние раскопки и уникальная христианская святыня находятся всего в 3 км от города, в не знойный день можно добраться пешком.

Узнать историю Херсонеса и его святынь можно во время экскурсий.

Видео о Свято-Владимирском соборе в Херсонесе Таврическом

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь – Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины трех древних христианских храмов, и среди них – остатки кресто-подобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира – Крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни.

В 1829 году принято решение о начале всенародного сбора средств на сооружение храма – памятника Крещению. В 1843 году император Николай I указал другое место для возведения собора святого Владимира – в центре Севастополя на горе.

Строительные материалы и собранные деньги были разделены на две части, которые соответственно предназначались для возведения соборов святого Владимира в Севастополе и в Херсонесе, посвященных введению христианства на Руси.

В 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель.

Собор в городе был заложен 15 июля1854 г., когда корабли объединенной армады Англии, Франции и Турции уже появились на рейде Севастополя. Война, разрушившая и Севастополь, и монастырские строения в Херсонесе, надолго затормозила постройку храма. Сбор средств приостанавливался и объявлялся вновь в Таврической епархии и по всей России.

10 февраля 1858 года Высочайшее разрешение на строительство храма наконец было подписано. 23 августа 1861 года императорская чета – Александр II и Мария Александровна, сопровождаемые большою свитою, после торжественного молебна, заложили первый камень храма.

Но средств для строительства храма постоянно не хватало, и строительные работы растянулись на три десятилетия. Какие только стимулирующие меры ни придумывались монастырем для продвижения строительства. После долгих переговоров согласился быть ктитором, покровителем, храма Великий князь Владимир Александрович. Однако личное участие ктитора, заложившего 14 августа1867 г. первый камень верхней церкви, не предотвратило новой остановки строительных работ по старой причине недостатка средств. Наконец в1877 г. постройка собора вчерне была завершена. До 900-летия крещения оставалось 11 лет. Десятилетие ушло на добывание средств на внутреннюю отделку. Эти работы удалось продолжить лишь в 1888 году – на 300 тыс. р., выделенных из казны с выплатой по 100 тыс. каждый год.

Так как времени до праздника Крещения оставалось мало, было принято разумное решение: не ухудшать качества внутренней отделки спешкой и к указанному

дню освятить нижнюю церковь Рождества Богородицы, где провести торжественную Литургию. Завершение всех внутренних работ осуществить в последующие три года. Но трех лет для отделки и внутренней росписи огромного храма было явно недостаточно, и завершение оформления в срок во многом определили высокая квалификация и организаторский талант главного руководителя работ академика Н.М. Чагина

Перед ним стояло много сложностей из-за краткости сроков отделки храма, но академик прекрасно вышел из затруднительного положения, организовав одновременную работу каждого из художников созданного им коллектива. В связи с этим все иконы, в том числе знаменитая «Тайная вечеря», писались А.И. Корзу-хиным не на лесах и подмостках под сводами, а в привычных условиях своей мастерской в Петербурге. В храме нижнего этажа деревянный резной иконостас, получивший широкую известность тонкостью и изяществом работы, выполнил придворный мастер Тихонов. Не уступал ему, а по мнению некоторых даже превосходил, ореховый иконостас в верхнем храме, изготовленный в мастерской Владимира Корецкого.

Арки окон первого яруса верхнего храма опирались на 54 колонны того же темного мрамора из Карары, выделяя галерею, которая шла вдоль трех фасадов. Темный мрамор колонн подчеркивал пленительную белизну мраморных баз и капителей строгого тонкого профиля. Полы первого и второго этажей были выложены мозаикой белого, красного, желтого и черного цвета. Эта гамма была обычной для средневековых храмов Херсонеса. Сочетание декоративного оформления с торжественным убранством храма производило сильное впечатление.

Церковь первого этажа была темновата, но также богато убрана. Внешний вид собора также отличался монументальностью, торжественностью и величием. В плане это была трехнефная базилика, сочетающаяся с архитектурно подчеркнутыми формами крестово-купольного храма. Расположенный на главной площади древнего города, собор занимал почти всю ее величину и поражал своими размерами. На 26-метровой высоте отливала блеском цинковая черепица огромного купола. Основание храма подчеркивалось трехступенчатым цоколем из больших блоков светлосерого гаспринского мрамора. Замена в облицовке предусмотренного проектом порфира на плиты местного песчаника теплого желтоватого оттенка оказалась как нельзя более оправданной для зрительного восприятия здания, не допустив контраста с окружающими древними постройками. В акте приема строительных работ, подписанном академиком Д.И. Гриммом, отмечалось, что все части храма были выполнены из материалов превосходного качества, правильно, тщательно и прочно, с применением новейших требований строительной техники, так что вообще исполнение постройки не оставляет желать ничего лучшего и может считаться образцовым как в техническом, так и в художественном отношении.

Это был один из самых больших соборов страны: высота –36 м, общая площадь – 1726 кв.м., диаметр купола –10,5 м. Собор мог вместить до тысячи верующих.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонес-ского собора исполнил академик живописи А. Корзухин. Кроме того, в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия Крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. И наконец 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас.

Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.

Торжественное освящение главного престола Князь–Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), причисленный к лику святых. Его имя носит правый боковой придел в Нижнем храме собора. В этом приделе погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в1909 г. Левый престол собора освящен во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В алтаре Верхнего храма хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоаки-мом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефро-синия, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилась несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой

иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячис-лава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богоро-дицком соборе.

В Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики на месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора.

Среди святынь собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви.

Ко дню 900-летия крещения Руси при большом стечении народа был освящен нижний храм Рождества Богородицы. В октябре1891 г. был освящен верхний соборный храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира и еще годом позже, в1892 г., храм в южном приделе – в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Три десятилетия переживаний и трудных забот завершились.

В 1922 году из монастырских храмов, в том числе и Владимирского собора, были изъяты утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни.

Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее было бы сказать, той его части, которая оставалась еще не занятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквях, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».

В 1924 году церкви монастыря были закрыты. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, который не представлял исторической ценности. Но эти предложения верующих не были поддержаны властью. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года была проведена кампанию по вскрытию святых мощей.

В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников.

В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет. У них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом. После закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой – теперь она стала собственностью музея. Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало – единственным хозяином здесь стал Херсонесский музей.

Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.

После закрытия собор обветшал и стал разрушаться, имущество неоднократно грабили. Например, в сентябре 1925 года в собор пробрались грабители, которые разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

После войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею Крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними – трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств А. И. Петровой и А. С. Пигаревым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне» и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря». Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарева и А. Петровой.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой – неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа». Колокол пережил две войны: гражданскую и Великую Отечественную, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда неугомонные мальчишки бросали в него камешки и слышали в ответ негромкий звон. Но вот закончилось молчание колокола — и у Владимирского собора началась новая жизнь.

,

В Херсонесе - одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий.

Его закладка состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, который заложил первый камень будущего храма. Царь лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги, бабки св. князя Владимира. Во время первой обороны Севастополя монастырь заняли французы. Церковь они превратили в огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, находившиеся за Карантинной бухтой. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь был восстановлен, император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточно-славянского мира от язычества к христианству. Автор проекта, академик архитектуры Д. И. Гримм.

Владимирский собор - первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия. На земле Херсонеса соединились судьбы святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, и святого Владимира-крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи святителя Климента. Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во время Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился до совсем недавнего времени. Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства.

Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.

Где находится церковь в Севастополе?

Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.

Храм на карте Крыма

Открыть карту

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом .

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся . Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед , немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация , закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой.
Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены , один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.612148, 33.493311.
  • Телефон: +7-8692-24-21-15.
  • Официальный сайт: https://vk.com/club124998553
  • Расписание богослужений: можно узнать по ссылке выше.

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.