Смольный собор. Смольный собор - история создания Смольный собор архитектура описание

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. "Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли" и ""наиболее русским из его произведений" называют этот монастырь.
Его главное здание - Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, - лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: "Вот это храм!".

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить "отдельный апартамент". А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить "не по римскому маниру", а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, "как здесь Ивановская башня". То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря - Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

Смольный историко-архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге признан памятником архитектуры всемирного значения. Особое место в ансамбле занимает Смольный собор Воскресения Христова – уникальный образец русского православного зодчества, гордость города.

Найдите время посетить собор, осмотреть величественный шедевр, испытать эстетическое удовольствие от духовной красоты, ознакомиться с его нелегкой судьбой. Чем же примечателен храм?

Вехи истории монастыря и Смольного собора

Его создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы. Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли. Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:

  • молебен;
  • красиво оформленный помост;
  • более 100 залпов из двух десятков пушек.


Завершилось торжество праздничным угощением на 56 персон. В общем, начали по русскому обычаю, за здравие.

Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль . Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.

Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия. Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги. Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!

При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.


Собор во мраке XX столетия

Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:

  • 20-е годы - изящное сооружение превращено в склад.
  • 1931 - собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
  • 1972 - вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
  • 1990 - отделение музея истории города.
  • 1991- начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.


Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта. В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии. Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.

Пышный наряд храма

Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей. Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках. Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.

Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.

Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.

Художественное убранство интерьера

Отделка помещения внутри Смольного собора осуществлялась под руководством В. П. Стасова. Он старался не нарушать первоначальные планы великого зодчего, но популярным уже стал рациональный классический стиль. Использовались только лепка, чугунное литье, изысканные капители колоннады и декор купола. Лаконичный и торжественный интерьер включает в себя:

  • обширный зал, вмещающий 6 тыс. человек;
  • иконостасы, богато декорированные под мрамор;
  • хрустальная балюстрада у алтарей;
  • помост искусной работы.


В дополнение к этому, драгоценными святынями стали две иконы художника А. Г. Венецианова на темы воскресения Христа и введения во храм. В концертном зале проходят слушания хоровой музыки.

Оставьте суету повседневности, приходите на экскурсию!

Гид излагает посетителям подробную, интересную и живую историю собора с учетом возраста и уровня аудитории. Рассказ наглядно дополнен видео. Со смотровой площадки высотой 50 м открывается панорама города и Невы, отсюда можно сделать отличные фото. Подъем на звонницу по 277 ступеням происходит в сопровождении музыки периода забытого барокко.

Храм находится на набережной Невы. Адрес:пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, 191060.

Удобно добираться следующим образом:

  • от метро «Чернышевская» рейсовыми автобусами или троллейбусом 15;
  • от «Площади Восстания» автобусом 22 или троллейбусами 5, 7.

Пешком от этих станций можно дойти за 30 мин.


Режим работы собора в 2017 году: служба с 7:00 до 20:00 ежедневно, экскурсии с 10:00 до 19:00. Цена посещения 100 руб., для дошкольников бесплатно. Строгого расписания экскурсий для одиночных туристов нет, группы формируются по мере сбора.

Два часа в соборе пролетают незаметно, одухотворенные посетители уносят в сердце память о выдающемся произведении искусства.

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати. На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» - завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором. Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор, Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс. После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны. Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника - царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика. За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне. В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось. В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Смольный монастырь

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С. Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц. 30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж. В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена - Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь. Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность - это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками. Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены. Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора. Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь. Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости. Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь. Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета, успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет. И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени. Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек. Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора. От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол - «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами. На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно». За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию. Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли). По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев - более частые внизу и более редкие в верхней части - завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище). Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции. С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей). Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Мой рассказ пойдёт о величественном и вместе с тем необычайно изящном храме, который располагается на левобережье Невы, на Смольной набережной. Полное его название - Смольный Воскресения Христова собор. У меня лично связаны с ним многие торжественные события жизни: мной здесь был получен почётный знак св. мч. Татианы и несколько наград за победы в образовательных конкурсах.

До 2015 года храм был знаком петербуржцам как место для проведения концертов классической музыки.

Но в настоящее время он обрел своё первоначальное истинное назначение, вернув себе статус православного храма. Особенно красив он в зимнее время, когда на фоне заснеженных улиц блестят его купола над стройными бело-лазурными стенами.


О добрых традициях собора непременно упомяну позже, а пока предлагаю познакомиться с историей появления в Северной столице этого удивительного архитектурного шедевра.

Фрагменты истории

Для начала отвечу на вопрос: откуда же появилось такое название «Смольный»? Оказывается, ранее в этом месте при основании самого Санкт-Петербурга находился так называемый «смоляной двор». Здесь варили смолы для Адмиралтейских верфей.


Своим же появлением собор, в первую очередь обязан императрице Елизавете Петровне. Дочь I подумывала в конце своего жизненного пути удалиться в монастырь.


Вот она и дала указ возвести обитель для девушек из высшего сословия, намереваясь стать их игуменией. Место выбрала она не просто так. Дело в том, что при Анне Иоановне тут располагался Смольный дворец (происхождение названия нам уже понятно). В нём-то и провела свои юные годы Елизавета (в силу чего этот дворец также называли Девичьим). Таким образом, в Петербурге, где пока присутствовали лишь мужские обители, стал зарождаться первый женский монастырь. Разработка проекта была возложена на Бартоломео Франческо Растрелли.


Гениальный архитектор представил его в виде комплекса, состоящего из собора и окружавших его двухэтажных корпусов для жилья и бытовых нужд насельниц.


Новаторская идея зодчего состояла в том, что обычные для монастырей стены он решает видоизменить до изящной ограды с лепниной и вазонами. Задумывал он построить тут и выдающуюся звонницу, высотой аж целых 140 метров (она бы стала выше Петропавловской). Но впоследствии сам же отказался от этого замысла.

Начало создания монастырского комплекса

В конце октября 1748 г. происходит помпезная закладка первой женской обители в Петербурге.


Бывает, что благие дела ступорятся. Не обошлось без подобных каверз и здесь. Растрелли и бригадир строительства Мордвинов почему-то не нашли общего языка. Последний, видимо, не обладал достаточной мудростью и вовсю навязывал своё самоуправство. Да и сама Елизавета внезапно через год повелевает внести в проект архитектурного комплекса будущей обители изменения. Она решает вернуть на берега Невы строительство храмов по старым православным канонам. Собор должен был стать пятикупольным, подобно Успенскому в Московском Кремле.


Создается макет монастырского ансамбля, который в мае 1751 года перевозят к месту строения обители и устанавливают в специальную «модельную светлицу». Сегодня эта модель монастыря с колокольней хранится в музее Академии художеств.


Строительство было крупномасштабным. Сюда стянули массы рабочих сил и направили обильное финансирование. Растрелли вводит в проект собственный барочный стиль. Если в Европе в основном облагораживался лишь внешний фасад строений, то Смольный собор был прекрасен со всех сторон. Колокольню в то время подумывают увеличить вообще до 167 метров (она бы стала высочайшим зданием в Европе), а центральный колокол для её звонницы Елизавета захотела видеть грандиознее Царь-колокола Первопрестольной.


Но человеческие желания не всегда воплощаются в реальность. Начинается война с Пруссией, урезавшая финансирования проекта монастыря. Вместе с тем и дерзновение императрицы к постригу угасло. В 1761 году она умирает, не дожив до освящения Собора.

Строительство при Екатерине II

Новая властительница Екатерина II сменила архитектора Растрелли на Фельтена, автора Эрмитажа.


Этот мастер за десять лет, начиная с 1765 года, достраивает корпуса и переходит к интерьерам всё ещё недоделанного храма, но всё вновь приостанавливается из-за нехватки средств (или нежелания Екатерины их отпускать). Кстати, в то время в монастыре уже проживало 20 монахинь. Новая императрица создает Воспитательное учреждение для девочек из благородных семей.


Для их проживания она как раз и выбирает Смольный монастырь (отсюда и пошло потом название «смолянки»). Присматривать за ученицами в числе других было поручено и монахиням.

Упразднение монастыря

В 1797 году монастырь был вовсе упразднён велением Павла I.


Таким образом, в Петербурге долгое время не было ни одной женской обители. Кстати, именно Воскресенский Смольный девичий монастырь станет предшественником великолепной Новодевичьей обители, о которой можно прочесть в моей статье Для девочек-воспитанниц строится здание Смольного института, а бывшие кельи монахинь отдали под Вдовий дом.


Окончание строительства собора

Достроен великолепный храм был лишь решением следующего Государя Николая I.


Эта задача была поручена архитектору В. П. Стасову, победившему в конкурсе, объявленном по распоряжению императора Николая I. Я хочу отметить, что Василий Петрович уже к тому времени снискал себе славу известного петербургского зодчего. Он создал Московские и Нарвские триумфальные ворота, Измайловский и Преображенский соборы, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле и многие другие известные сооружения в городе и его пригородах.

Стараниями мастера были реставрированы интерьеры, построен дополнительный ряд служебных корпусов, создан проект рисунка ограды. И наконец, 20 июля (2 августа по новому стилю) в 1835 году Смольный собор освящается как Собор всех образовательных учреждений в память матери Николая I, императрицы Марии Феодоровны, оказывавшей попечительство юношеству.


В память о данном событии появилась медаль, на которой с одной её стороны изображен Иисус Христос, благословляющий детей.


На обороте медали был отчеканен собор, строившийся дольше всех сооружений Петербурга - целых 87 лет! Эта медаль была помещена в дарохранительницу собора. (Сразу хочу пояснить, что дарохранительницей называется особый сосуд в форме храма или часовни, находящийся в алтаре. Внутрь помещают святые Дары, которыми священники причащают болящих и немощных людей на дому.)


Вмещал Смольный собор более 6 000 человек. А колокольню его так и не построили.

Все последующее время, вплоть до революционной бури 1917 года, в Смольном соборе совершались богослужения. Нашла старое фото собора, думаю, и вам будет интересно посмотреть, как он выглядел в 1858 году:


Особо торжественным здесь был День памяти Св. равноапостольной Марии Магдалины (4 августа), когда на службу прибывала царская семья.


Сюда приглашались наставницы и ученицы женских образовательных учреждений Санкт-Петербурга (в том числе и первого высшего учебного заведения для девушек - Воспитательного общества благородных девиц).


Последним настоятелем собора стал протоиерей Андрей Юрашкевич.

Советские власти закрыли собор в 1923 году, а все храмовые ценности изъяли. В нём расположился склад. Лишь в 1972 году убрали иконостас, который каким-то чудом сохранялся до этих лет. Утварь отдали музеям.


В 1974 году здесь открывается филиал музейного комплекса, посвященного истории Ленинграда. А в 1990 году размещается концертно-выставочный комплекс.

Собор в наши дни

Насколько долог был период его возведения, настолько же сложной оказалась и дорога к обретению им своего истинного предназначения. Сегодня этот замечательный собор Воскресения Христова является действующим православным храмом.


24 мая в 2009 году, в день учителей Кирилла и Мефодия, ректор Духовной Академии Петербурга епископ Гатчинский Амвросий отслужил здесь первый после духовного забвения молебен.

В 2010 году под сводами Смольного собора вновь зазвучала литургия.


И вот снова удивительные совпадения истории! Строили собор 87 лет. И после революции 1917 года, ровно 87 лет спустя из правого Екатерининского придела храма наконец-то удалили концертные кресла. Теперь более тысячи верующих могли присутствовать здесь на службе. И это событие было настоящим торжеством. В день Благовещения, 7 апреля, торжественное праздничное Богослужение возглавил сам Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Котляров).

Из Казанского кафедрального собора сюда в подарок был передан старинный престол. Была создана копия запрестольного образа Пресвятой Богородицы письма А. Венецианова (подлинник находится в Государственном Русском музее).


Теперь воскресные службы в этом пределе стали регулярными. В том же году в память 175-летнего юбилея храма монетный двор Петербурга выпустил специальную медаль.

В 2011 году здесь совершено первое Рождественское богослужение.


В 2013 году сюда доставили и осветили изготовленный в Воронеже колокол весом в 10 тонн.

25 января в 2015 году Смольный собор полностью передан в ведение Русской православной церкви. Да, именно 25 января собор вновь обретает свое настоящее назначение. И произошло это в знаменитый среди студентов праздник - День святой Татианы.


Наверное, сложилось так не случайно. Дело в том, что собор исторически стал храмом учебных заведений Северной столицы. Не удивительно, что его приоритетное направление - духовно-нравственное воспитание и просвещение молодёжи.


С 1997 г. в Санкт-Петербурге по инициативе вузов и университетов Санкт-Петербурга, его высшей Духовной школы - Академии, различных общественных организаций и Комитета по молодёжной политике начал проводится удивительный Татьянинский творческий конкурс. В нём на протяжении 20 лет принимают участие и сами студенты, и их наставники.


Сегодня конкурс возглавляет ассоциация «Покров», в которую входят 25 вузов Северной столицы, её Межвузовский студенческий городок и Тверской государственный университет. Эта ассоциация словно имеет два «крыла» - духовное и светское. 25 января, после торжественной литургии, по традиции в Смольном соборе происходит награждение победителей конкурса.


Учащиеся, особо проявившие себя в служении обществу и просветительской работе, получают Почётные знаки св. Татианы.


Кстати, почётными крестами св. Татианы в 2012 году были награждены мэр Санкт-Петербурга Г. Полтавченко и митрополит Санкт-петербургский и Ладожский (Котляров). И мне было особенно радостно в тот же день тоже получить из рук владыки Амвросия почётный знак этой Святой. После торжеств по поводу награждения у собора начинаются настоящие зимние студенческие гулянья. В это время можно свободно пообщаться с высокими гостями праздника.


Во дворе у собора располагается бесплатная походная кухня: вы сможете отведать вкусную выпечку, горячий чаёк. Молодежь (да и не только) участвует в концертных мероприятиях, играх и забавах. Завершает праздник по обыкновению настоящий бал, проводимый уже в одном из ВУЗов Санкт-Петербурга.


Ежегодно 27 января в день снятия 900-дневной блокады Ленинграда в Воскресенском Смольном соборе совет студентов «Покрова», начиная с 2015 года, принимает участие в панихиде по погибшим в то трагическое время.

Ребята вместе с преподавателями сами совершают 900 ударов в колокол Смольного собора. Кстати, в нижней части колокольного сарафана отлиты названия ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга.


Таким образом, эта зарождающаяся традиция напоминает нам о преемственности поколений, о необходимости сохранения памяти о героическом прошлом нашей страны и города, и ещё о том, что Смольный собор - главный студенческий храм Северной столицы.

Социальное служение

Хотя вновь начал свою духовную миссию собор лишь в 2015 году, здесь уже во всю ведётся разнообразная социальная робота. Мне самой было очень интересно узнать, что помимо взаимодействия со студенчеством города, здесь образована также детская воскресная школа. Кроме неё при храме существует Школа смолянок для девочек от 4 до 12 лет. Занятия и экскурсии строятся с целью ознакомления девочек с историей Института благородных девиц и его добрыми традициями.


Здесь обучают правилам хорошо тона и изящных манер, рукоделию, развивают креативность.


Занятиями, проводимыми в Смольном соборе и других музеях Санкт-Петербурга, руководит настоящая классная дама да ещё в сопровождении разных педагогов. И выпускные балы здесь словно в старину тоже устраиваются.


А раз без кавалеров на балах не обойтись, то при Смольном соборе создан и самый настоящий Пажеский корпус. Здесь занимаются мальчики 5–11 лет.


Уклон сделан на патриотическое воспитание, изучение истории, выработку лидерских качеств, изучение геральдики, кодекса офицерской чести, правил науки фехтования и верховой езды.


По-моему замечательно, что уже с детства мальчиков учат по-рыцарски относится также к прекрасным дамам. Ребята знакомятся с историей Пажеского Его Императорского Величества. На 1 курсе им даже выдается своя военная форма.


А рукопашному бую, танцам, фехтованию и езде верхом тут также обучают. Занятия ведет корпусной воспитатель, экскурсоводы, тренеры, педагоги и психологи.


Балы проходят 2 раза в год и отличаются торжественностью. И как не восхититься, когда перед залом в Астории вас встретит настоящий гусарский оркестр!


Воскресенский собор.

Там мир в полях и над водами,Там вихрей нет, ни шумных бурь; Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. (М. В. Ломоносов)

Угловая башня монастыря

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.

В середине 1740-х годов Елизавета Петровна стала задумываться о том, чтобы провести старость в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц. Обитель императрица решила устроить в крутой излучине Большой Невы до поворота ее к выходу в море, на месте сгоревшего в 1744 году Смольного дворца, в котором она провела детство и юность. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, кельи, а также институт для девушек из дворянских семей.

План собора

Закладной камень Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Смольный - неофициальное название) был торжественно положен 30 октября 1748 года. Для проектирования и строительства обители был назначен придворный архитектор Растрелли. Но в связи с загруженностью мастера с 1749 года работами стал руководить его помощник X. Кнобель.

Однако спустя три года после окончания работ Елизавета Петровна приказала полностью переделать проект. Она потребовала, чтобы монастырский собор был построен не по «римскому маниру», как первоначально у Растрелли, а пятиглавым, по образцу Успенского собора в Кремле. Зодчий представил свою версию традиционного в древнерусских храмах пяти-главия, переведя этот образ на язык зрелого барокко. Также и монастырскую колокольню императрица хотела видеть «такую как здесь [в Московском Кремле] Ивановская большая колокольня». На основе нового проекта, в котором вертикальной доминантой ансамбля являлась звонница, была исполнена знаменитая модель монастыря, сохранившаяся до нашего времени в Санкт-Петербургской академии художеств.

Растрелли представлял Смольный как своеобразный столичный «монастырь-дворец» и традиционной схеме монастырского ансамбля придал новую, соответствовавшую требованиям времени художественную трактовку.

Барабан - цилиндрический или многогранный объем, служащий завершением купольной части храма и основанием для глав. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-пилястровым поясом (то есть поясом из арок на тонких колоннах) и другим архитектурным декором.

Раскрепованные карнизы - форма декоративного карниза с уступами, вынесенными вперед или, наоборот, утопленными.

Фрагмент фасада

Каре - построение архитектурных объемов, в плане образующих форму четырехугольника.

Аркада - ряд одинаковых по форме и величине арок, которые опираются на столбы или колонны и образуют галерею.

Уже в 1749 году приступили к постройке келий, заложенных одновременно с храмом, а в мае 1751 года - к возведению стен собора по новому проекту.

Растрелли задумал свой проект со свойственным ему широким композиционным размахом и живописнопластическим богатством архитектурных форм. Наиболее крупные храмовые сооружения этого времени возводились с той же роскошью, что и дворцы. Национальные мотивы сказывались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Нарастание масс идет ввысь постепенно: более тяжелые объемы сменяются более легкими, простые архитектурные формы - изысканными и сложными. Здание венчает барабан центрального купола, к нему с четырех сторон примыкают двухъярусные башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Раст релли, учитывая отсутствие в ансамбле колокольни и то главенствующее значение, которое приобрел собор, сблизил боковые главы с центральной, создав в целом монументальную композицию венчающего собор пятиглавия.

Архитектуру храма отличают сложное решение фасадов, обилие декоративной скульптуры и лепки,обработка выступающих углов пучками колонн, членение стен раскрепованными карнизами, разнообразные формы окон и люкарн, богато орнаментированные наличниками, и сложной формы фронтоны над входами - типичные элементы для барокко XVIII века. Изысканность и пышность архитектурной декорации сочетаются с подлинной монументальностью, достигнутой благодаря умело найденному масштабу сооружения и совершенству его пропорций. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма, не завершенное Растрелли, осталось лаконичным. Его отделку осуществил архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах.

Храм окружен крестообразным в плане каре монастырских корпусов, включающих кельи, трапезную и другие помещения и являющихся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад. Большую роль в оформлении фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Макет монастыря, выполненный Растрелли

Смольный монастырь

Монастырские корпуса.

Значившаяся в первоначальном проекте 9-ярусная 140-метровая колокольня Смольного монастыря на 18 метров превзошла бы высоту шпиля Петропавловского собора и могла бы стать в то время самым высоким зданием в Европе.

Комплекс монастырских зданий отличается законченностью общего композиционного замысла, выразительностью внешнего облика и оформления интерьеров. Богатство форм и деталей, игра света и тени определяют общий характер нарядных и жизнерадостных помещений. Огромную художественную ценность представляет сохранившееся лепное убранство стен и сводов угловых церквей-башен. В интерьерах присутствуют две разновидности лепного декора: плоскостной - тонкий и изящный, незначительно выступающий на поверхности сводов и стен, и объемная лепнина с сильным рельефом. Последний вид не характерен для убранства творений первого периода творчества зодчего, но типичен для архитектуры зрелого барокко.

В ансамбле монастыря, задуманном Растрелли с исключительным размахом, получили развитие традиционные мотивы русского зодчества и новаторские приемы, разработанные в дворцовой архитектуре XVIII века. По совершенству отдельных частей и ансамбля в целом, по живописности и выразительности композиции Смольный является одной из вершин мирового зодчества.

Большой Екатерининский дворец, павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском Селе

На декоративную отделку Большого зала Екатерининского дворца, площадь которого составляла 807 м, ушло 7 килограммов чистого золота.

Циркумференция - постройка, чаще всего колоннада, располагающаяся в плане по кругу или полукругу.

Дворцовый парк

Проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м годам, в значительной степени еще близки к стилю петровского времени. Они еще не поражают той роскошью и помпезностью, которыми отмечены его наиболее прославленные творения, такие как Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - один из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Он расположен на гребне возвышенности, по склону которой раскинулся обширный Екатерининский парк. Здание очень длинное, а его поперечная ось совпадает с осями центральных аллей старого и нового регулярных садов - старейшей части Екатерининского и Александровского парков.

История Большого дворца восходит к петровским временам, в его возведении принимали участие многие зодчие. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I, именем которой дворец был назван позднее, построены в 1717-1723 годах под руководством архитекторов И. Ф. Браунштейна и И. Я. Ферстера.

Вступившая на престол в 1742 году Елизавета Петровна решила превратить Царское Село в свою парадную загородную резиденцию и начала переделку и расширение палат. С 1743 по 1744 год архитектор М. Г. Земцов (а после его кончины - помощник мастера А. В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах. Вблизи левого флигеля возводилось здание новой оранжереи, а перед дворцом - фундаменты под циркум-ференции.

Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского Села был назначен С. И. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь около правого флигеля. Для симметричности композиции ансамбля он изменил оранжерею: поднял ее стены и сделал карниз «с фронтоном яко на церкви». Церковь, заложенная 8 августа 1746 года, и оранжерея первоначально намечались как отдельные здания, но затем было решено соединить их с флигелями одноэтажными галереями с открытыми террасами вместо крыш - «висячими садами». Таким образом, Оранжерейный зал стал Портретным залом дворца. К осени 1746 года Чевакинский приступил к расширению старых каменных палат. Новые пристройки удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты. Средний дом, как стали называть палаты Екатерины I, был украшен по центру ризалитом с четырехпилястровым портиком и фигурным фронтоном. Стены дома стали более высокими и обзавелись новым карнизом, а кровля с переломом «по голланскому маниру» заменилась на двухскатную.

Фрагмент фасада.

Антикамера - небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Деталь лепного декора.

Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством, не соответствовал возросшим великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на огромную протяженность, он оставался маловместительным. Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена Растрелли.

Зодчий отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца одним целым. В результате фасад в длину достиг 325 метров.

Низкие одноэтажные галереи по сторонам Среднего дома в 1751 году были надстроены и тем самым подняты до общей высоты, а старые боковые корпуса включались в обновленное здание как выступающие ризалиты. В бывших галереях предполагалось разместить новые покои и большой двухсветный (с двумя рядами окон) зал. С этой целью в 1752 году началось возведение третьего этажа в Среднем доме и боковых флигелях, а спустя два года подняли стены церкви.

Тогда же Растрелли на месте левого висячего сада устроил трое новых покоев - антикамер, а в Портрет ном зале сделал большую парадную лестницу.

План первого и второго этажей дворца

Скульптура у парадного входа во дворец

Второй висячий сад сохранился (у Церковного корпуса), но был превращен в закрытый дворик: для соблюдения симметрии его обнесли стенами, равными по высоте стенам антикамер. При этом архитектор сохранил общую разбивку и основные членения прежней цепи дворцовых зданий. В отличие от прежнего дворца с центральным входом и симметричной планировкой относительно поперечной оси мастер ориентировал всю композицию строения по продольной оси. Таким образом, вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.

Фасады дворца получили новую архитектурную и декоративную обработку. Два верхних этажа дворца Растрелли соединил колоннами. Они поставлены в своеобразном ритме: то в каждом междуоконном простенке, то с разрывами-паузами, то собраны в четырехколонные портики, увенчанные сложными фигурными фронтонами. Первый этаж дворца трактовался как цокольный. Под колонны были подведены мощные устои, обработанные рустами. На фасадах галерей устои декорированы фигурами атлантов, как бы несущих на себе всю тяжесть колонн.

Большой (Тронный) зал.

Новое скульптурное оформление фасадов Большого дворца блестяще и вписано в историю русского декоративного искусства. Крыша дворца была позолочена, над опоясывающей ее балюстрадой возвышались статуи (тоже позолоченные) и декоративные композиции. Важную роль в восприятии архитектуры дворца играет окраска его протяженных фасадов, основанная на контрасте белых колонн и лазурно-голубых стен.

В 1756 году все работы по отделке внешнего вида и внутренних помещений дворца были завершены. В декоративном оформлении интерьеров Растрелли широко использовал роспись и резьбу. Вырезанные из дерева позолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, зеркала в между-оконных простенках в пышных резных рамах, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией украсили новые залы. Основное цветовое сочетание внутренней отделки - золотой и белый.

Ворота дворцовой ограды

До разрушения в годы Великой Отечественной войны дворец сохранял ряд растреллиевских интерьеров и среди них такие шедевры декоративного искусства, как Большой зал, называемый также Тронным, Большая галерея, ряд ведущих к ним антикамер, Картинный зал; Белая Парадная столовая, Кавалерская столовая и Янтарная комната. Там, где ныне находится Парадная лестница, ранее был великолепный Китайский зал, перестроенный Ч. Камероном и затем И. Монигетти.

Золотая анфилада

Искусно распланированные сады и парки с декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой составляли неотъемлемую часть дворцового ансамбля.

Павильон «Эрмитаж» - один из самых выдающихся памятников парковой архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.

Волюта - украшение в виде спиралевидного завитка с глазком в центре.

«клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах. Отделка интерьеров «Эрмитажа» характерна для архитектуры барокко: многочисленные зеркала в резных вызолоченных рамах, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

План павильона «Грот»

«Грот» - еще один садовый павильон, внутри он украшен раковинами и туфом. Разработка проекта и возведения его на берегу Большого пруда связаны с именем Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года, но стройка затянулись, и даже в 1761 году, уже после окончания строительства Большого дворца, павильон оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

Фасады «Грота» отличают пышность и богатство, они декорированы сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций. Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Ансамбль Большого Екатерининского дворца - это архитектурное произведение, сочетающее в едином художественном образе богатство и блеск внешнего облика с серьезностью и монументальностью целого, ясностью плана и красотой силуэта.